ПО «Стрела»

    В августе-сентябре 1941 г. по решению Государственного комитета обороны от 11 июля 1941 г. в г.Чкалов (так тогда назывался Оренбург) из Ленинграда был эвакуирован авиационный завод №47. Для размещения завода оренбургские власти передали авиамастерские, ангар, мебельную фабрику, два склада авиаучилища №2. Многое пришлось строить заново. Первый из трех цехов - механический - начал действовать 25 октября 1941 г.
    В конце 1941 г. завод, руководимый директором Я.Е.Шаройко, возобновил производство самолетов УТ-2 конструкции А.С.Яковлева. В августе 1942 г. завод перешел на выпуск новой машины УТ-2МВ с повышенной трудоемкостью.ПКР П-120, установленная перед зданием Аэрокосмического института
    В ноябре 1941 г. завод получил задание по освоению и выпуску истребителей Як-1. Однако вскоре задание по Як-1 смешанной конструкции с металлическим сварным фюзеляжем заменяется на освоение цельнодеревянного Як-6. В конце 1942 г. завод приступил к выпуску Як-6. Помимо шестиместного связного, выпускался и трехместный вариант - «лимузин».
    Заметную роль в истории завода сыграл приказ Наркомата авиационной промышленности от 25 сентября 1943 г. Директору завода №47 Котову поручалось организовать производство транспортных самолетов Ще-2. Уже в декабре необходимо было обеспечить выпуск 5 самолетов. Главным конструктором завода стал создатель самолета - А.Я.Щербаков. Его ОКБ работало на заводе до расформирования в 1946 г.
    В 1945 г. Указом Президиума ВС СССР от 12 ноября за успешное выполнение задания по выпуску оборонной техники награждены 48 работников авиазавода. Всего за время Великой Отечественной войны здесь были изготовлены 1322 крылатых машины.
    С окончанием ВОВ потребовалось укрепление «одноразовых» деревянных самолетов. 10 мая 1946 вышел приказ МАП № 295, по которому завод 47 должен был делать металлические крылья для истребителя Як-3. Но уже 18 июня приказ МАП № 384с предписывает директору завода 47 А.А.Евтееву организовать на заводе 47 производство тяжелых десантных планеров Ц-25 конструкции П.В.Цыбина и учебного планера А-2 конструктора О.К.Антонова, обеспечив в 1946 выпуск: 50 планеров Ц-25 и 50 планеров А-2. Производство крыльев к самолету Як-3 прекращается. В Оренбурге было выпущено 500 планеров Ц-25. В 1950-51 гг. идет освоение и выпуск планеров А.С.Яковлева - Як-14.
    С 1952 г. на авиазаводе №47 начинается выпуск самолетов-мишеней Ла-17А ОКБ С.А.Лавочкина, предназначавшихся для отработки зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут». В дальнейшем выпуск мишеней Ла-17М и Ла-17ММ продолжался с перерывами до 1993 г , когда его заменила новая беспилотная мишень «Дань». Возможно, параллельно с 1962 г. велось и производство разведывательных вариантов БЛА Ла-17Р и Ла-17Р.П-1000 "Вулкан" у проходной завода
    В 1954 г. на заводе № 47 в Оренбурге впервые в СССР удалось наладить крупносерийный выпуск вертолетов Ми-1. В 1954-1958 г.г. здесь были выпущены 597 машин. В 1955 г. началась передача производства Ми-1 в Польскую Народную Республику.
    В 1957 на Оренбургском машиностроительном заводе № 47 было развернуто серийное производство оперативно-тактических баллистических ракет Р-11 КБ С.П.Королева, а с 1959 - ракет средней дальности Р-12 комплекса 8К63, разработанных в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля.
    В 1957-58 гг. также выпускаются крылатые ракеты наземного базирования КСС («Сопка») ОКБ-155. Их пусковые установки, как и в случае с Ла-17М, были созданы на базе лафета 100-мм зенитного орудия КС-19.
    В начале шестидесятых Оренбургский машиностроительный завод превратился в современное предприятие, выпускающее передовую и наукоемкую оборонную технику. В 1961 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени, а многие рабочие, инженерно-технические работники получили государственные награды.
    С 1964 машзавод осваивается производство межконтинентальных баллистических ракет УР-100, а затем - МБР УР-100К (РС-10М) и УР-100К УТТХ (РС-10М).
    С 1969 г. здесь был освоен выпуск крылатых ракет морского базирования П-120 «Малахит».
    В дальнейшем выпуск ракет, разработанных ЦКБМ (НПО машиностроения), стал основной продукцией ПО «Стрела». Здесь выпускались ПКР П-500 «Базальт», П-700 «Гранит», П-1000 «Вулкан». Сопровождение серийного производства обеспечивал оренбургский филиал ЦКБМ - с 1972 года КБ «Орион».
    В эпоху «перестройки» на «Стреле» расширяется выпуск товаров народного потребления. Помимо катеров, осваивается производство пылесосов «Орь», бытовых инкубаторов, комплексов по переработке мяса птицы.П-1000 "Вулкан" у проходной завода
    После развала Советского Союза и резкого сокращения госзаказа, здесь с 1992 года освоено производство ретрокопий самолетов-истребителей Второй мировой. Объединением уже произведено 12 штук Як-3М, 8 самолетов Як-9В, а также 3 восстановленных по фрагментам японских истребителя «Zero». Мощность производственного объединения позволяет выпускать по одному самолету каждые 2 месяца. Оренбургский Як в 2000 году на крупнейшем в Америке шоу, в штате Калифорния, занял первое место по скорости, превзойдя известный американский «Мустанг».
    ПО «Стрела» - одно из крупнейших предприятий области - в 1993 г. здесь было занято 12 000 человек. Оно входит в структуру Российского авиационно-космического комплекса.
     На выставке «URAL EXPO ARMS 1999» в г.Екатеринбурге «Стрела» представила БЛА «Дань» и истребитель Як-3М.
    В ноябре 1999 г. предприятие посетил председатель правительства В.В.Путин. Он пообещал решить проблему возмещения объединению «Стрела» средств, вложенных в производство специзделий по госзаказу, снятому еще в 1994 году.
    В настоящее время в составе многопрофильного производственного объединения «Стрела» более 130 самостоятельных подразделений, выпускающих свыше 50 наименований сложной высококачественной и конкурентоспособной продукции, выполняющих заказы отечественных и иностранных фирм. В 2001 г. ПО «Стрела» планирует рост производства на 180-200%. Как сообщил главный инженер предприятия Сергей Грачев (ныне - ген.директор ПО «Стрела»), предприятию удалось выиграть областной инвестиционный конкурс по двум проектам. Это серийное производство стерневых сеялок СЗТС-2 в количестве полутора тысяч штук и теплообменник для использования, как в частных домах, так и в многоэтажках вместо бойлеров. Кроме того, ведется подготовка к производству оконных блоков из стеклопластика.Михеев представляет Ка-226 губернатору области в цехе НПО "Стрела"
    В 1992 г. ПО «Стрела» взялось за изготовление серийных вертолетов Ка-126. Подготовка производства вертолета Ка-126 в Оренбурге проводилось в соответствии с конверсионной программой Правительства РФ, однако опытные работы по вертолету и двигателю не финансировались.
    В 1994 году ОАО «КБ Камов» и ПО «Стрела» начали постройку новых вертолетов Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями Allison-250-С20В. В Оренбург перебазировали три вертолета Ка-126 и передали конструкторскую документацию на доработку этих вертолетов в Ка-226.
     Серийный выпуск Ка-226 идет в кооперации с КумАПП (г.Кумертау). В 2001 году ПО «Стрела» произведет сборку 5 вертолетов Ка-226А для нужд МЧС России. ОАО «Камов» подписало контракт с ОАО «Газпром» на поставку 50 вертолетов Ка-226. Машины будут поставлены в период с 2002 г. по 2008 г. Два вертолета, представленные на авиакосмическом салоне МАКС-2001, показали высокие летно-технические качества в демонстрационных полетах. На салоне «Стрела» продемонстрировала также еще один образец выпускаемой продукции - самолет-мишень «Дань» многоразового использования. По словам С.И.Грачева, он заинтересовал «обладателей зенитно-ракетных комплексов из азиатских стран».
    На предприятии осваивается производство ПКР «Яхонт», налаживается производственная кооперация с Индией по производству компонентов для ракеты PJ-10 «Brahmos».
    Для пополнения кадров на территории ПО «Стрела» открыт филиал Оренбургского Государственного Университета - Аэрокосмический институт. Кафедру летательных аппаратов (ЛА) возглавляет бывший генеральный директор ПО «Стрела» профессор Д.А.Тараков.
    В 26 октября 2001 года предприятие отметило свое 60-летие. Поздравить юбиляров приехали коллеги из Москвы, Перми, Кумертау и других регионов России.

Директора завода:

Смотри также:

Источники информации: