Библиотека

Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

Идем на грозу

    ...- Как Вы считаете, Григорий Александрович, - вот это облачко? - советуется с ведущим летчиком-испытателем кандидат технических наук Михаил Маркелович Кулик.
    - Считаю, лучше не найдешь - грома не слышно, а молнии блистают. В другой раз обошел бы его подальше, - отвечает Никифоров.
    - Ну, что ж, тогда начнем...
    Это было в 1959 году... Серебристый Ту-104, похожий на стрелу, выпущенную из лука, управляемый летчиком-испытателем 1-го класса, Героем Социалистического Труда, заслуженным пилотом СССР Григорием Александровичем Никифоровым, стремительно направился к огромному грозовому облаку, таящему в себе сильные возмущенные воздушные потоки, снег, град, электрические. заряды и много еще неизвестных явлений...
    Выключив автопилот, Никифоров пилотирует самолет вручную, весь - внимание. Штурман Юрий Константинович Долгов дает небольшую поправку на курс. Ему, как штурману, виднее, у него грозовое облако светится на экране бортового локатора, а попасть, как говорится, нужно точно в «яблочко». Весь испытательный коллектив при деле, только у бортрадиста Льва Яковлевича Виноградова вид «безработного». Выключил радиостанцию, снял с головы наушники, сидит тихо, но сам строго следит, как поведет себя радиооборудование при прохождении самолета сквозь облако.
    Оно быстро растет и настораживает своей таинственной чернотой. Экипаж сосредоточен и готов к любой неожиданности, которую может преподнести облако. На правом пилотском сиденьи летчик-испытатель Владимир Михайлович Алексеев мягко держится за управление, готов в любой момент помочь командиру в пилотировании...
    Нахлынули воспоминания, как всего пару лет назад он осваивал в полетах первый пассажирский реактивный лайнер, перенимая опыт, учась у летчиков аэрофлота А.И.Филонова, Б.П.Бугаева, К.П.Сапелкина и других, которые первыми освоили Ту-104 и продолжали в те годы его опытную эксплуатацию. А теперь он сам, он, Никифоров, проводит на нем сложные испытания. Облака уже нет, перед самолетом стоит черная стена. Быстрый взгляд на кольцо парашюта - на месте. В самолете тишина. Члены экипажа замерли в ожидании, что будет?! Готовые ко всему вплоть до покидания самолета...
    Через какие-то доли секунды в пилотской кабине мгновенно наступила темнота, только слабый свет плафона на потолке кабины, предусмотрительно включенный бортмехаником Александром Беловым, освещал напряженные лица летчиков. Сильный бросок вверх. Прижало к сиденью как космонавта при старте, не меньше, затем, наоборот, повис на плечевых ремнях. Если бы не ремни, то, наверное, уперлись бы головами в потолок. Поступательное движение как бы остановилось, только стрелки приборов прыгали по своим шкалам как сумасшедшие. Старался держать самолет в горизонтальном положении, не мешая ему набирать высоту и снижаться с вертикальной скоростью истребителя. Сильный «барабанный» бой крупного града по обшивке самолета, ливневый дождь, на ветровых стеклах красноватые «паучки» статического электричества. Время остановилось. Виноградов отпрянул от радиоаппаратуры, напряженно следил, как беспрерывно пробегала изогнутая искра параллельно вводу проводника антенны от корпуса к приемнику. Считанные секунды нахождения в грозовом облаке показались вечностью. Как по-разному течет время.
    Как внезапно началась эта пляска, так внезапно и закончилась. Самолет как бы замер в воздухе - болтанка прекратилась, стрелки стали на свои места. Стало светлеть, и наконец яркое солнце осветило наши начинающие улыбаться лица. Самое главное - самолет выдержал незапланированные нагрузки. Молодцы туполевцы, сделали самолет крепкий! Ну, а что записали приборы Кулика - покажет расшифровка на земле...
    Летчик-испытатель Григорий Александрович Никифоров - ветеран аэрофлота. Великую Отечественную войну он прошел от ее начала до конца - Дня Победы. С 1953 года - летчик-испытатель ГосНИИ ГА. Никифоров один из первых, кто «учил» летать и дал путевку в жизнь самолету Ту-154, который в настоящее время является одним из основных пассажирских реактивных лайнеров, обслуживающих как внутренние, так и международные линии Гражданской авиации СССР.
    В предельном для летчика возрасте ушел на заслуженный отдых. С авиацией не расстается и сейчас - занимается дельтапланеризмом, передает свой богатый опыт летчика молодежи, энтузиастам ДОСААФ.
    Есть у Григория Александровича и еще одно увлечение - это его новая «Волга». Если его нет дома, то, значит, он в гараже, где тщательно протирает корпус машины от почему-то накапливающейся на ней пыли, видно, он придерживается народной мудрости - «...тише едешь - дальше будешь...».

<< Вот когда нас выбросит «Клевок» в 1000 метров >>