Библиотека

Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

На трех двигателях без двух

    После отрыва от ВПП был выключен правый двигатель. Вышло по плану. Самолет уверенно набирал высоту на двух работающих двигателях. Стрелка высотомера приближалась к отметке 50 метров. Ничего не предвещало плохого, и вдруг...
    За штурвалом Як-42 - летчик-испытатель 1-го класса Олег Сергеевич Полудо. Он не новичок в испытательной работе, хотя и молод по своим летам. Выполнялся последний контрольный полет при высокой температуре наружного воздуха. Термометр показывал +38° С в тени.
    - Частичный отказ среднего! Необходим запуск правого! - громким голосом доложил бортинженер-испытатель Игорь Гусев.
    - Запускаю!
    Натужно работают "полтора" двигателя. Идут томительные секунды процесса запуска правого... Впереди высокие горы и строения южной оконечности города. Самолет на малой скорости идет в горизонтальном полете, а его необходимо отвернуть от гор вправо, не теряя высоты. Все внимание - на выполнение разворота и запуск двигателя. Наконец-то слева "проплыло" последнее строение города... Ощутимое прибавление скорости полета - двигатель запущен! Слаженная работа испытательного экипажа, правильна и своевременно принятое решение, приведенное в исполнение, кризисная ситуация позади!
    Полудо - коренной москвич. Первые полеты на учебном Як-18 - во Втором московском аэроклубе. Потом - ВВС, незабываемые полеты на стремительных реактивных истребителях МиГ-15 МиГ-17. Видно, тогда-то и родилась его мечта стать летчиком-испытателем.
    - Полетов во время учебно-боевой подготовки мне явно не хватало, - рассказывает Олег. - Было одно желание: летать, летать и летать...
    Демобилизовался в 1962 году. Начал летать в гражданской aвиации на знаменитом Ан-2. Но мечта стать летчиком-испытателем, родившаяся еще в армии, не покидала меня. Зная, что работ испытателя требует знаний, заочно окончил МАИ.
    В 1969 году моя мечта сбывается - получаю предложение перейти на испытательную работу. Закончил школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (ШЛИМАП)
    Посчитал, что и этого образования недостаточно и, заочно окончил еще и академию гражданской авиации.
    Полудо провел много сложных испытаний на самолетах Ан-24, Як-40. В полном объеме провел контрольные испытания на самолете Ан-26. Участвовал в испытаниях таких лайнеров, как Ту-154, Ил-76. В настоящее время закончил Государственные испытания пассажирского лайнера Як-42, где он был ведущим летчиком. Им установлено девять мировых рекордов на этом же самолете.
    - В моей работе летчика-испытателя, - рассказывает далее Олег, - помогают не только знания, полученные в учебных заведениях, но и пример летчиков старшего поколения. Когда я поступал в ДОСААФ, хотел быть, как Чкалов. Сейчас же для меня всегда служит примером легендарный летчик нашего времени - Илья Павлович Мазурук. Мне дороги его запись и автограф, оставленные им в альбоме, где отражена вся моя авиационная жизнь. Илья Павлович записал: "Хороший летчик - кладезь знаний! Долголетие летной работы - крепкое здоровье, а его дает спорт!". У меня есть тайная мечта: прожить жизнь летчика, как Мазурук.
    ...За испытания самолета Як-42 Полудо присуждена Государственная премия.

<< Кто - кого, или на «ринге» Бе-30 и Ан-28 На экваторе, в горах >>