Библиотека

Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

Десант на Северный полюс

    - Меня срочно вызвали в Министерство гражданской авиации, - рассказывает заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель Михаил Степанович Кузнецов. - Заместитель начальника управления министерства Жорж Константинович Шишкин поручил мне срочно доставить груз на дрейфующую станцию СП-25.
    Дрейф привел станцию в малоисследованные районы Канадского сектора Арктики.
    "Вот сюда, примерно, - указал авторучкой точку на карте Ледовитого океана Жорж Константинович. - Погодные условия в Арктике в это время года, сам знаешь, неустойчивые. Размеры льдины, на которой располагается станция, - всего четыреста метров на шестьсот, к тому же окружена торосами. Наша с тобой задача - решить, как доставить необходимые грузы и на какой машине. Слушаю твои соображения.
    - Насчет самолета, - начал я с расстановкой, - подойдет Ил-76. Да и найти еще эту точку надо в океане...
    - Подбери хорошего штурмана.
    - Уже прикинул - Игорь Абдуллаев.
    - Чтобы тебе легче было подбирать экипаж, вторым пилотом предлагаю.. себя, если ты не против, конечно.
    - Согласен, - как можно серьезней проговорил я.
    - Что ж, этот вопрос улажен, ну а остальные члены экипажа - на твое усмотрение. Да, забыл, - начальником группы десантирования назначили ведущего инженера НИИ Александра Большакова, ты его должен знать. Думаю, возражать против его кандидатуры не будешь. Вылет через десять дней, времени на подготовку достаточно.
    У меня вопросов больше не было. Подготовка десантирования ложилась на группу Большакова. '
    - Труднее всех придется штурману, - посочувствовал Шишкин, - насколько я информирован, радионавигационное оборудование, установленное на самолете, проверено лишь до 81-го градуса северной широты. Нам же надо выйти на пять градусов выше. Полярная ночь и две тысячи километров над Ледовитым океаном без каких-либо ориентиров.
    Проверен самолет, разработана документация к испытательному полету. В Ленинграде загрузили пять тонн груза, упакованного в парашютные грузовые системы. В Магадане провели тренировки по сбросу грузов на предельно малых высотах. Наконец, в Певеке, нашей исходной точке маршрута, отдых, окончательная проверка снаряжения - парашютно-грузовых систем, последняя проверка навигационного оборудования.
    Вылет из Певека 8 декабря 1983 года. Курс - "Северный по-люс-25", где ждут девятнадцать зимовщиков, дальнейшее существование которых зависит от нашего успешного полета.
    Наш самолет Ил-76 с бортовым номером 76473 рассекал ночную тьму арктического неба. Шли на автопилоте. Каждый из нас занимался своим делом. В грузовом отсеке расположилась группа Большакова, его коллектив был усилен инструктором парашютного дела - Владимиром Жучковым. В нашем ЛИКе он был начальником парашютной службы. Прошел час с момента взлета. Впереди была единственная точка для проверки правильности штурманских расчетов - дрейфующая станция СП-26.
    - Командир! Впереди огни СП-26, - раздался в наушниках радостный голос Абдуллаева.
    Впереди по курсу полета темноту ночи осветили три красные ракеты.
    - Игорь! Насколько отклонился?
    - Менее полутора километров, Михаил Степанович. До СП-25 еще полтора часа полета в темноте полярной ночи. Время тянется в напряженном молчании.
    - Игорь, запроси погоду, связь-то должна быть уже налажена?
    - Да, конечно, радист Герасимов работает, сейчас доложит.
    - Как расход горючего? - спрашиваю бортинженера Брагина.
    - Полный порядок.
    - Ясно. Вася, как там с погодой - спрашиваю Герасимова.
    - Погода в норме, тихо, ясно. Температура для нас не особенно привычная, "всего" - 40° С.
    На льдине уже были видны огни, обозначающие место для приема грузов. Площадка "очерчена" консервными банками, в которых горела пакля, смоченная соляркой. Навигационное оборудование не подвело штурмана, отклонение от курса составило всего три километра. Впрочем, успех обеспечило нам мастерство Игоря. Молодец Абдуллаев.
    - Приготовиться десантной группе, - даю команду по СПУ.
    - Есть приготовиться!
    В грузовом отсеке все пришло в движение. Открыт грузовой люк. Темень, холод, вой ветра заполнили всю грузовую кабину.
    - Штурман! Как расчеты по сбросу?
    - Ветер учтен, по расчетам упаковки должно отнести в указанное место. -
    Внимание всем! Заход пристрелочный...
    Ложусь на обратный курс. Видно, как со станции взлетает зеленая ракета.
    - Готовность груза?
    - Первая партия к сбросу готова, - отвечает Большаков. - У нас в грузовом отсеке мороз сорок градусов с ветром, обстановка далеко не комфортная.
    - Ничего, терпите. Приготовиться! Внимание! Сброс! В грузовом отсеке кипит работа. Как только ушли грузы, сразу иду на другой заход... Большаков готовит новые упаковки.
    - Командир, - слышу по СПУ голос Большакова, - попали в точку!
    Следующий сброс груза без парашюта...
    - Пошел!..
    Выполнил шесть заходов! За это время было сброшено пять тонн продовольствия, научно-технического снаряжения, писем, посылок. И подарок от нас - две новогодние елки, зеленые и пушистые... Последний заход, и Герасимов докладывает:
    - Командир! Начальник дрейфующей станции Лебедев передает огромное спасибо всему экипажу. Сообщает, что весь груз лег в цель, на указанную площадку. Еще передает привет и благодарность от всех "дрейфунов" двадцать пятой!
    Одна задача успешно выполнена. Осталось проверить навигационное оборудование до конца, но это уже заботы Игоря. Курс на Северный полюс!
    Проходя над станцией, отчетливо видим, как по площадке ползет, освещая путь фарами, трактор - полярники собирают груз. Миганием самолетных фар и выстрелами ракет прощаемся с СП-25.
    На полюс вышли точно. Абдуллаев как всегда оказался на высоте. Делаем трехминутный круг - своеобразное малое кругосветное путешествие над "Макушкой земли". Курс на Певек. Дорога домой всегда кажется короче, тем более что возвращаться приятно - работа выполнена успешно.
    Что я хотел бы сказать?
    Было бы неправильно думать, что испытатели в своих полетах обязательно попадают в неприятные ситуации. Примером может злужить данный полет - своего рода разведочный. Он доказал, что ложно снабжать станции СП и так, как это сделали мы. Позже наши товарищи не раз выручали полярников именно с помощью десантирования грузов.

<< Не страшны ветры и туманы Ми-26 держит экзамен >>