Содержание |
Глава 2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА
2.2. Дроссельные характеристики
Дроссельными характеристиками называются зависимости тяги
удельного расхода топлива от частоты вращения при постоянных скорости и высоте
полета. На двигателе Д-30КП-2 применена программа регулирования nвд=const. Таким
образом, каждому режиму работы двигателя соответствует вполне определенная
частота вращения ротора высокого давления (РВД), не зависящая от полетных и
атмосферных условий. Частота вращения роторов измеряется в оборотах в минуту или
в процентах. 1% оборотов соответствует 109 об/мин для ротора высокого давления и
53,8 об/мин для ротора низкого давления. Контроль режима работы двигателей
осуществляется по указателям положения РУД в градусах и по указателям частоты
вращения ротора высокого давления ИТЭ-2Т в процентах.
Принята следующая номенклатура режимов работы двигателя Д-30КП-2:
- режим малого газа. Это режим минимально допустимой частоты
вращения, при которой двигатель способен работать устойчиво - 60±1% при V=0,
Н=0. Тяга двигателя на малом газе составляет не более 9000 Н. Часовой расход
топлива минимален и составляет около 800 кг/ч, а удельный расход имеет
максимальное значение;
- режим полетного малого газа. Этот режим используется,
как правило, на предпосадочном снижении. Частота вращения РВД составляет 0.42
номинального;
- режим 0.6..0.9 номинального. Эксплуатация двигателя на этом
режиме не ограничивается временем;
- номинальный режим. На этом режиме
двигатель развивает около 80% своей максимальной тяги. Режим используется для выполнения набора высоты и горизонтального полета с максимальной скоростью.
Общее время эксплуатации двигателя на номинальном ре-жиме не должно превышать
40% за весь ресурс;
- взлетный режим. Это режим, при котором двигатель развивает
максимальную тягу. Общее время работы двигателя на взлетном режиме не должно
превышать 5% от всего времени за ресурс. Непрерывная работа двигателя на
взлетном режиме должна составлять не более 5 минут. В особых случаях
допускается 15 минут. Взлетный режим используется при взлете и уходе на второй
круг;
- режим обратной тяги. Используется для существенного сокращения длины
пробега в процессе посадки или для выполнения прерванного взлета. Устройствами
реверсирования тяги оснащены все двигатели силовой установки Ил-76. Время
непрерывной работы двигателя в режиме реверса не должно превышать 1 минуты.
В таблице 2.1 приведены основные характеристики двигателя Д-30КП-2 на
перечисленных режимах при скорости V=0, высоте Н=0 при параметрах атмосферы,
являющихся стандартными.
Зависимость тяги и удельного расхода топлива при V=0 и Н=0 для стандартной атмосферы от частоты
вращения РВД представлены на рис. 2.1. Скачек параметров при частоте вращения
РВД около 79% объясняется открытием (закрытием) клапанов перепуска воздуха.
Приемистость двигателя характеризуется следующими особенностями. При переводе
РУД на земле с режима малого газа до взлетного за 1..2 с, двигатель
устанавливает взлетные обороты за 7..10 с, а в полете с режима полетного малого
газа за 4..7 с тяга двигателя до оборотов 79% будет расти медленно (в среднем на
1% увеличения оборотов рос тяги составляет около 0.1кН). При увеличении оборотов
с 79% до 97,5% тяга растет значительно быстрее (в среднем на 1% оборотов
происходит увеличение тяги на 0.4..0.5 кН).
Таблица 2.1
Режим работы двигателя | Частота вращения | Тяга, кН | Удельный расход топлива, кг/(Нч) | ||
---|---|---|---|---|---|
РВД, % | РВД, об/мин | РНД, % | |||
Малый газ | 60±1 | 6550±100 | 30 | Не более 9 | Около 0.088 |
0.42 номинального (полетный малый газ) | 79,5..82 | 8820+100-150 | 57,5..60,5 | 40 | 0.0481+0.02 |
0.6 номинального | 84..86,5 | 9320+100-150 | 67..70 | 57 | 0.0473+0.02 |
0.7 номинального | 86..88,5 | 9540+100-150 | 71..74 | 66,5 | 0.0472+0.02 |
0.9 номинального | 90..92 | 9930±100 | 78,5..81,5 | 85,5 | 0.0473+0.02 |
Номинальный | 92..94 | 10120±100 | 82..85 | 95 | 0.0475+0.02 |
Взлетный | 96..98 | 10620±150 | 89,5..92,5 | 120 | 0.049+0.02 |
<< Общие сведения | Высотно-скоростные характеристики >> |