Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 7
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

7.3. Ограничение углов атаки.

    Аэродинамическая компоновка самолета Ил-76 позволяет реализовать весьма большие значения коэффициента подъемной силы во всем диапазоне чисел М полета. Летными испытаниями установлено, что при небольших числах М (менее 0.4) с убранными закрылками и предкрылками самолет выходит на режим сваливания при cy»1.4, что соответствует 23º. В соответствии с требованиями норм летной годности устанавливаются максимально допустимые в нормальной эксплуатации углы атаки и коэффициенты подъемной силы. Допустимый угол атаки определяется запасом угла атаки до сваливания. Для Ил-76 этот запас составляет около 5º.
    Таким образом, допустимый угол атаки при числах М менее 0.4 составляет 17º (рис. 7.5). С увеличением числа М в следствии влияния сжимаемости величина допустимых углов атаки снижается. При М=0.77 допустимый угол атаки составляет 9º, то есть уменьшается почти в два раза. Для облегчения запоминания величин допустимого угла атаки при эксплуатации самолета при числах М<0.54 установлено ограничение в 15º. Этот угол атаки летчик контролирует по указателю УАП-18КР автомата углов атаки и перегрузок с сигнализацией АУАСП-18КР. Запас угла атаки до сваливания при этом увеличивается до 7º.
    Допустимые коэффициенты подъемной силы, соответствующие допустимым углам атаки приведены на рис. 7.6. При М<0.54 и aдоп=15º допустимый коэффициент подъемной силы cyдоп=1.1. Запас коэффициента подъемной силы до сваливания при этом составляет 27%, что значительно повышает безопасность выполнения полета на малых скоростях. На максимальном числе М cyдоп уменьшается до 0,82.
    При выпущенной механизации крыла допустимые углы атаки не меняются, но коэффициенты подъемной силы существенно возрастают. В зависимости от угла отклонения закрылков и предкрылков при угле атаки в 15º и числе М менее 0.54 допустимые коэффициенты подъемной силы представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

dз/dпр 0/0 15/14 30/14 43/25
cyдоп 1.1 1.5 1.9 2.6

<< Скороподъемность самолета. Ограничение минимальной скорости >>