Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 8
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

8.1. Общие сведения и ограничения при взлете и посадке

    При подготовке к взлету должны быть выполнены следующие операции:
    - анализ метеорологических условий в месте взлета, посадки и на маршруте полета;
    - определение по номограммам максимально допустимых взлетного и посадочного весов самолета;
    - для определенного взлетного веса расчет скорости принятия решения V1, скорости начала подъема передней опоры шасси VR, безопасной скорости взлета во взлетной конфигурации V2, безопасной скорости начала уборки механизации крыла V3, безопасной скорости перехода в полетную конфигурацию самолета V4 (скорости приборные);
    - определение массы груза и потребного количества топлива на полет;
    - определение способа размещения груза и центровки (рис. 5.1);
    - определение угла установки стабилизатора (рис. 5.2);
    В процессе подготовки и выполнения взлета и посадки должны учитываться следующие ограничения:

Допустимая составляющая скорости ветра, м/с:   
- попутная WX 5
- боковая (под углом 90º) WZ:  
   на сухой ВПП с коэффициентом сцепления 12
   на ВПП с коэффициентом сцепления 10
   на ВПП с коэффициентом сцепления 7
Максимальный уклон ВПП, % ±2
Конфигурация самолета:  
   при взлете с БВПП или с ГВПП при массе менее 120000 кг:  
       закрылки, град 30
       предкрылки, град 14
   при взлете с ГВПП при массе 120000 кг и более  
       закрылки, град 43
       предкрылки, град 25
   При посадке:  
       закрылки, град 43
       предкрылки, град 25
       тормозные щитки, град 40
       спойлеры, град 20
Максимальная допустимая приборная скорость при выпущенной механизации крыла, км/ч:  
   предкрылки отклонены на 14º 400
   предкрылки отклонены на 25º 370
   закрылки отклонены на 15º 400
   закрылки отклонены на 30º 370
   закрылки отклонены на 43º 280
   тормозные щитки отклонены на 14º 250
Максимальная допустимая приборная скорость при выпуске и уборке шасси в условиях нормальной эксплуатации, км/ч 370
   при выпуске шасси для экстренного снижения 500
   при аварийном выпуске шасси 350
   с выпущенным шасси 600
Максимальная допустимая скорость движения по земле по условиям прочности пневматиков колес основных опор шасси, км/ч:  
   при разбеге 290
   при пробеге 225

    Все ограничение максимальной скорости полета введены по характеристикам прочности, а минимальной скорости – по характеристикам устойчивости и управляемости.

Ограничения по массе Бетонная ВПП Грунтовая ВПП
Максимальная рулежная масса, кг 171000 153000
Максимальная взлетная масса, кг 170000 152000
Максимальная посадочная масса, кг 151500 135500
Максимальная масса пустого самолета без топлива, кг 128000 118000
Максимальная масса топлива на исполнительном старте, кг 84600 66600
Максимальная масса топлива при посадке, кг 30000 24000
Максимальная масса нагрузки, кг 40000 30000
Масса служебной нагрузки, кг 3400 3400

    В исключительных случаях разрешается посадка с любой массой до максимальной взлетной включительно, а так же с запасом топлива, превышающим максимально допустимый, при повышенном внимании экипажа. Емкость топливной системы составляет около 112000 л.
    Взлет и посадка разрешается на аэродромах, расположенных на барометрической высоте от минус 300 м (давление 787 мм рт.ст) до плюс 1000 м (давление 674 мм рт.ст). Температура воздуха на аэродромах взлета и посадки от минус 50ºС до минус 45ºС. Эксплуатация самолета допустима до Н=12000 м в диапазоне температур от “Минимальной для арктических условий” до “Максимальной межконтинентальной ИКАО”.
    Самолет при рулении устойчив. Удовлетворительные маневренные характеристики при этом обеспечиваются управлением колесами передней опоры и, в случае необходимости, односторонним подтормаживанием колес основных опор шасси. При рулении с запасом топлива более 55000 кг не допускается одностороннее торможение колес основных опор и резкий односторонний перевод РУД двигателей. Колеса передней опоры управляются штурвальчиком или педалями управления. В первом случае реализуется разворот на угол ±50º, а во втором - ±7º. Для разворота самолета на 180º требуется полоса шириной около 40 м при минимальном радиусе разворота около 13..15 м.
    В процессе выполнения взлета и посадки необходимо помнить, что величина предельно передней и предельно задней центровок зависит от остатка топлива. В том случае, если центровка самолета без топлива находится в пределах 20..40% САХ, то допустимый диапазон полетных центровок следующий:

mT, т 84,6 80 70 60 50 40 30 10 20
XT ПП, %САХ 22.9 22.9 22.9 22.9 22.9 22.9 22.6 22.3 22
XT ПЗ, %САХ 33.0 33.7 35.2 36.4 38.0 38.5 39.0 39.5 40

Рис. 5.1. График изменения центровки самолета в зависимости от выработки топлива

Рис. 5.2. Графики для определения угла установки стабилизатора при взлете с различной центровкой

<< Маневренные возможности самолета Взлет самолета >>