Испытатели |
|
Риск - не подвиг, а образ жизни16 марта 1992 года на серийном заводе в Ульяновске испытывали новый самолет Ту-204 туполевской фирмы. Перед самым полетом допустили грубейший производственный брак. Дело в том, что на самолете есть система, помогающая летчику удерживать его в стабильном полете. Так вот, платформу с датчиками, которая определяет угловые скорости, поставили, если так можно выразиться, задом наперед. В результате она из помощника человека превратилась а его злейшего врага. |
Представьте, что вы едете на автомобиле и на скорости у вас отказывают тормоза и рулевое управление. Вы пытаетесь
повернуть руль чуть влево, а колеса выворачивают на предельный угол, и при этом
невозможно остановиться... Примерно
то же самое произошло в воздухе на
самолете четвёртого поколения!
Вместо того чтобы стабилизировать самолет, аппаратура стала его раскачивать. Первое движение штурвала на себя - он
резко идет кверху, от себя - колом вниз. Потом уже те. кто были на земле, рассказывали, что
минимальная высота достигала 15 метров, а на
выходе хвост опускался ниже человеческого роста! Неуправляемый, взбешенный лайнер.
Командир успел крикнуть: «Володя, помогай!»
Матвеев был правым пилотом. Только его чутье, помноженное на мастерство, помогло спасти самолет (американцы в аналогичной ситуации на истребителе F-16 разбились).
Когда они сели, видавшие в своей жизни много чего мужики на аэродроме плакали...
- Самые тяжелые испытания без Матвеева
не обходятся, — рассказывает директор Жуковской летно-испытательной
базы Авиационного научно-технического
комплекса имени
А.Н.Туполева Михаил Ульянов. - Он летчик-испытатель
от Бога. Нет - не «рубака». В самолет не
сядет пока не убедится, что все в порядке, обсудит каждую деталь полета, изучит все материалы Но уж потом все сделает красиво.
Недавно мы вернулись из Ирана, где Владимир Николаевич поднял Ту-204 на одном двигателе с аэродрома на высоте 1500 метров и при
температуре плюс 47-градусов. Это поступок Героя! И было это сделано специально,
чтобы показать возможности нашего самолета и дать серийным летчикам рекомендации, как
действовать в таких экстремальные условиях.
«Работа в Иране была сложной, но очень интересной ..» —
очень спокойно сказал мне Матвеев. Вот так, взлететь на одном двигателе в горах, перегнать
самолет опять же на одном двигателе из Сочи,
специально разогнать его на максимальную скорость и посмотреть, что будет - это работа
летчика-испытателя. И делается это на грани жизни и смерти, чтобы серийные летчики в гражданской авиации и строевые в военной не доводили депо до крайней точки, не переступали
ту - последнюю черту.
Кто они — летчики-испытатели, чья повседневная работа уже подвиг? Что заставило того же Володю Матвеева, обыкновенного парня
из города Грозного, у которого в роду близко никто не имел отношения к авиации, выбрать
столь опасное занятие?
- Просто мечта. И МиГ-15, взлетающий с аэродрома в Ханкале, куда специально ездил
на велосипеде смотреть на них. Авиамодельный кружок при местном Дворце пионеров.
Авиаспорт-клуб, где летал на планерах и Як-12. В 1963 году поступил в Оренбургское
высшее военное авиационное училище. После его окончания командование оставило меня
инструктором. Но еще курсантом стал ездить в Москву в Главный шта6 ВВС и проситься в
Школу летчиков-испытателей (во всем мире тогда было три такие школы - в СССР, США и
Англии), куда в 1971 году и поступил. Из 500 желающих удалось это лишь 13.
Из их выпуска сегодня в живых остались шестеро.
Матвеев освоил более 40 типов самолетов и налетал
около десяти тысяч часов.
Однажды на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22М
они «сигарой» падали с высоты
14000 метров с остановившимися двигателями. Две минуты, что они «спускались» Владимир Николаевич пытался запустить двигатели. И только на
высоте 150 метров удалось один из них «оживить». Повезло?
Может быть. Но все-таки прежде всего не подвело мастерство и чуть-чуть
улыбнулась удача.
Сегодня к сожалению, не все в жизни зависит от их мастерства и удачи. Хотя как меня
убеждали российские летчики-испытатели наши самолеты были и остаются лучшими в мире,
отечественные функционеры зачастую почему-то предпочитают поддерживать иностранных
производителей (один лизинг французских A-310 чего стоит!) Эти бы деньги да в нашу
авиапромышленность вложить. Как бы мы далеко ушли от них вперед.
Живется сегодня нашей авиации нелегко. Не хватает средств. И все же завоевывает авиалинии очень экономичный новый Ту-204, на котором,
кстати, Владимир Матвеев совершил беспосадочный перелет до индийского города Бомбей (9 часов 50 минут полета).
Ведутся работы по возрождению легендарного сверхзвукового лайнера
Ту-144.
Подготовлен к полетам Ту-334, призванный заменить на трассах Ту-134. Ведущим летчиком-испытателем на «334» назначен
Владимир Николаевич Матвеев. Есть уже и экипаж у Героя Российской Федерации. Есть и обещание генерального директора
«Авиационного научно-технического комплекса имени А.Н Туполева» найти возможность, чтобы к
концу года поднять самолет в воздух.
Удачи вам, капитаны «пятого океана!».
Александр ШАРОВ,
Российская газета, 6.09.1996