Испытатели

Звания героя удостоен

   Указом № 1253 от 23 августа 1996 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники, Президент РФ присвоил звание Героя Российской Федерации МАТВЕЕВУ Владимиру Николаевичу - летчику-испытателю акционерного общества «Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н.Туполева», город Москва.

Риск - не подвиг, а образ жизни

   16 марта 1992 года на серийном заводе в Ульяновске испытывали новый самолет Ту-204 туполевской фирмы. Перед самым полетом допустили грубейший производственный брак. Дело в том, что на самолете есть система, помогающая летчику удерживать его в стабильном полете. Так вот, платформу с датчиками, которая определяет угловые скорости, поставили, если так можно выразиться, задом наперед. В результате она из помощника человека превратилась а его злейшего врага.

   Представьте, что вы едете на автомобиле и на скорости у вас отказывают тормоза и рулевое управление. Вы пытаетесь повернуть руль чуть влево, а колеса выворачивают на предельный угол, и при этом невозможно остановиться... Примерно то же самое произошло в воздухе на самолете четвёртого поколения!
   Вместо того чтобы стабилизировать самолет, аппаратура стала его раскачивать. Первое движение штурвала на себя - он резко идет кверху, от себя - колом вниз. Потом уже те. кто были на земле, рассказывали, что минимальная высота достигала 15 метров, а на выходе хвост опускался ниже человеческого роста! Неуправляемый, взбешенный лайнер.
   Командир успел крикнуть: «Володя, помогай!»
   Матвеев был правым пилотом. Только его чутье, помноженное на мастерство, помогло спасти самолет (американцы в аналогичной ситуации на истребителе F-16 разбились). Когда они сели, видавшие в своей жизни много чего мужики на аэродроме плакали...
В.Н.Матвеев    - Самые тяжелые испытания без Матвеева не обходятся, — рассказывает директор Жуковской летно-испытательной базы Авиационного научно-технического комплекса имени А.Н.Туполева Михаил Ульянов. - Он летчик-испытатель от Бога. Нет - не «рубака». В самолет не сядет пока не убедится, что все в порядке, обсудит каждую деталь полета, изучит все материалы Но уж потом все сделает красиво.
   Недавно мы вернулись из Ирана, где Владимир Николаевич поднял Ту-204 на одном двигателе с аэродрома на высоте 1500 метров и при температуре плюс 47-градусов. Это поступок Героя! И было это сделано специально, чтобы показать возможности нашего самолета и дать серийным летчикам рекомендации, как действовать в таких экстремальные условиях.
   «Работа в Иране была сложной, но очень интересной ..» — очень спокойно сказал мне Матвеев. Вот так, взлететь на одном двигателе в горах, перегнать самолет опять же на одном двигателе из Сочи, специально разогнать его на максимальную скорость и посмотреть, что будет - это работа летчика-испытателя. И делается это на грани жизни и смерти, чтобы серийные летчики в гражданской авиации и строевые в военной не доводили депо до крайней точки, не переступали ту - последнюю черту.
   Кто они — летчики-испытатели, чья повседневная работа уже подвиг? Что заставило того же Володю Матвеева, обыкновенного парня из города Грозного, у которого в роду близко никто не имел отношения к авиации, выбрать столь опасное занятие?
   - Просто мечта. И МиГ-15, взлетающий с аэродрома в Ханкале, куда специально ездил на велосипеде смотреть на них. Авиамодельный кружок при местном Дворце пионеров. Авиаспорт-клуб, где летал на планерах и Як-12. В 1963 году поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище. После его окончания командование оставило меня инструктором. Но еще курсантом стал ездить в Москву в Главный шта6 ВВС и проситься в Школу летчиков-испытателей (во всем мире тогда было три такие школы - в СССР, США и Англии), куда в 1971 году и поступил. Из 500 желающих удалось это лишь 13.
   Из их выпуска сегодня в живых остались шестеро.
   Матвеев освоил более 40 типов самолетов и налетал около десяти тысяч часов. Однажды на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22М они «сигарой» падали с высоты 14000 метров с остановившимися двигателями. Две минуты, что они «спускались» Владимир Николаевич пытался запустить двигатели. И только на высоте 150 метров удалось один из них «оживить». Повезло? Может быть. Но все-таки прежде всего не подвело мастерство и чуть-чуть улыбнулась удача.
   Сегодня к сожалению, не все в жизни зависит от их мастерства и удачи. Хотя как меня убеждали российские летчики-испытатели наши самолеты были и остаются лучшими в мире, отечественные функционеры зачастую почему-то предпочитают поддерживать иностранных производителей (один лизинг французских A-310 чего стоит!) Эти бы деньги да в нашу авиапромышленность вложить. Как бы мы далеко ушли от них вперед.
   Живется сегодня нашей авиации нелегко. Не хватает средств. И все же завоевывает авиалинии очень экономичный новый Ту-204, на котором, кстати, Владимир Матвеев совершил беспосадочный перелет до индийского города Бомбей (9 часов 50 минут полета). Ведутся работы по возрождению легендарного сверхзвукового лайнера Ту-144.
   Подготовлен к полетам Ту-334, призванный заменить на трассах Ту-134. Ведущим летчиком-испытателем на «334» назначен Владимир Николаевич Матвеев. Есть уже и экипаж у Героя Российской Федерации. Есть и обещание генерального директора «Авиационного научно-технического комплекса имени А.Н Туполева» найти возможность, чтобы к концу года поднять самолет в воздух.
   Удачи вам, капитаны «пятого океана!».

Александр ШАРОВ,
Российская газета, 6.09.1996