Испытатели

Под куполом парашюта

   В начале 30-х годов авиационное наследие было ничтожно малым и устаревшим. Парашютное дело находилось в наиболее удручающем положении. Летчики тех лет с грустью вспоминают, что зарубежные средства спасения не отличались надежностью, часто отказывали. Учебно-тренировочных парашютов не было. Некоторые летчики вообще считали, что парашют не нужен, он только мешает в работе. Другие полагали, что прыгать не следует - нужно спасать машину во что бы то ни стало.
   Тем временем постепенно менялись традиции, создавалась новая авиационная техника. Промышленность приступала к изготовлению отечественных парашютов. Входили в практику показные и тренировочные прыжки, работали курсы инструкторов.
   В то переходное время летчик К.Ф. Кайтанов, выпускник Оренбургской авиашколы, прибыл в истребительное подразделение, расквартированное в Гатчине. Ранней весной его назначили инструктором парашютной подготовки. Хотя он ни разу не прыгал и не был знаком с парашютом. Но на сборах познал теорию, изучил материальную часть и получил навыки укладки парашюта.
   Наступил долгожданный день первого прыжка.
   - Подхожу к открытой двери, легкое прикосновение инструктора - и, мягко сгибаясь, проваливаюсь вниз головой. С силой дергаю за вытяжное кольцо. И почти одновременно над головой - тюльпан парашюта. Наступила удивительная тишина и спокойствие, ощущаю неописуемый восторг свободного полета. Вне себя от радости, готов вновь подняться в небо, - говорит о своем первом ощущении Кайтанов.
   В тот же день в новенькой парашютной книжке появилась запись: «10.5.1932 г. - самолет АНТ-9, высота 600 м. Эмалевый голубой значок парашютиста под номером 94 ношу с гордостью». Так началась новая профессия Кайтанова-летчика.
   Знаменитые парашютисты 30-х годов, первые мастера парашютного спорта Союза - Л.Г.Минов, Н.А.Евдокимов, Я.Д.Машковский, К.Ф.Кайтанов и другие - стали выдающимися организаторами парашютного дела. Прыгали много. Покидали самолеты во время выполнения фигур высшего пилотажа. Приземлялись на лес, лед, воду, прыгали при сильном встречном ветре с солидной дополнительной нагрузкой, метали гранаты в воздухе, испытывали новые парашюты, участвовали во многих местных и всесоюзных соревнованиях. Эксперименты проходили без всяких страхующих приборов, которых в то время просто не было.
   К.Ф. Кайтанов по праву занимает почетное место среди парашютистов-первопроходцев. Первым 9 июня 1936 года исполнил прыжок из верхней точки «мертвой петли», той, которую в киевском небе замкнул П.Н. Нестеров. Через месяц прыгал с высоты 3570 метров, пролетев в свободном полете 3170 метров за 61,5 секунды. Он установил первый всесоюзный рекорд. Не хватило полсекунды до мирового достижения.
Парашютисты-испытатели    Кайтанов - человек смелый и мужественный. Не только упорно шел за ведущим, а, как показало жаркое августовское лето тридцать седьмого, задавал тон. Тогда он и летчик М.С.Китов получили распоряжение: высотный полет и прыжок назначены на двадцать четвертое. Но утром небо заволокло густым непроницаемым туманом. Только к полудню прояснилось. Самолет, влекомый двумя тысячами лошадиных сил, взмыл в воздух. Высота росла быстро, скоро 11000 метров. К.Ф.Кайтанов готовился к прыжку. Вскоре самолет вышел на расчетную прямую. А теперь послушаем испытателя:
   - Пробую открыть целлулоидный фонарь, но защелка не поддается усилиям. Может, фонарь примерз? Еще и еще прилагаю усилия. Не получается! Тогда, поднявшись во весь рост, резким ударом головы рву целлулоид и переваливаюсь через борт кабины. Жду, когда крыло строго по вертикали сойдется с намеченной точкой на земле. Вот она, совсем близко. Даю сигнал пилоту и прыгаю. Несколько раз перевернулся в сальто и принял горизонтальное положение. Рывком выдергиваю вытяжное кольцо. Парашют сработал быстро. Но почувствовал, что на левой руке нет меховой рукавицы, а мороз минус 45 градусов, рука в пальцах не сгибается. С трудом отстегиваю кислородную аппаратуру, открываю запасной парашют. Однако его стропы проваливаются вниз, скручиваются между собой, начинают запутываться с главным куполом. А земля все ближе. Тогда выхватываю большой острый нож и перерезаю лямки запасного. И в то же время падаю в воронку. Первый удар принял ногами. Такого приземления больше не было.
   Комиссия и приборы обсерваторной проверки зафиксировали: высота отделения от самолета 11034 метра. Прыжок выполнен из нижней кромки стратосферы. Есть мировой рекорд!
   Каждый раз испытатели шли на большой риск. Но созданная ими методика спасла жизнь многим летчикам. После Победы установлено: вынужденных прыжков в ходе боевых действий несколько тысяч. По пять-шесть раз купол наполнялся спасательным воздухом у героев-чкаловцев Н.А. Панова, А.Ф. Попова, Б.И. Гарина и А.А. Балалуева.
   Вспомним весьма необычную судьбу М.П. Девятаева. Летом сорок четвертого его сбили в неравном воздушном бою. Сильным ветром парашют отнесло в сторону фашистских позиций. С тяжелыми ожогами и ранениями он попал в плен. В феврале победного 45-го с девятью пленными захватил вражеский бомбардировщик, поднял его в воздух и посадил в расположении наших войск. В 1957 году за 120 боевых вылетов, девять сбитых вражеских самолетов и невероятный по смелости подвиг удостоен звания Героя. Прошло много лет, но тот прыжок, который чуть не стоил жизни, не забывается.
   Люди науки доказали: при скорости полета в 700 км/час воздушный поток прижимает парашютиста силой до одной тонны, а при скорости 2000 км/час - в десять тонн. Поэтому реактивные самолеты, прорыв в космос потребовали нового универсального подхода к проблемам безопасности полетов, к спасению и выживанию экипажей, космонавтов.
   Исследование названных проблем выпало и на долю выпускников Оренбургского летного. Из недавнего прошлого извлеку имя В.Г.Романюка - человека-легенды, первого из четырех парашютистов, удостоенных звания Героя в советские времена. Стал он и заслуженным мастером парашютного спорта, и заслуженным тренером. Василий Григорьевич совершил 3475 прыжков, большинство которых экспериментальные - при полетах на сверхзвуковых скоростях и из стратосферы. Установил восемнадцать мировых рекордов. Увы, время беспощадно. В 1993 году перестало биться сердце патриота. Мы твердо знаем: на вере и преданности таких, как он, восходил к вершинам парашютный спорт, мужала великая авиационная держава.
   Не могу не сказать несколько слов о генерал-майоре авиации А.И.Халутине. Его подвиг, безусловно, восхищает. Чудесный человек, прекрасный летчик и парашютист. Любовь к авиации ему привили в Оренбургской авиашколе, и не кто иной, как прославленный парашютист Константин Кайтанов. Халутин - участник Отечественной войны, командир авиационной дивизии. В воздушных боях уничтожил шесть самолетов со свастикой и пять на аэродромах. Не расставался с привязанностью к парашютному спорту и в послевоенное время. Прыгал на праздниках в Тушино и в Лужниках. С восторгом мы узнали об уникальном случае, когда в возрасте 87 лет он произвел прыжок с парашютом и опустился на Северном полюсе. Температура воздуха - минус 29 градусов, ветер - 12 метров в секунду. Установил на полюсе флаг российской авиации. Это событие произошло 19 февраля девяносто седьмого.
   Молодым предстоит вернуть парашютному делу былую славу, сделать его вновь доступным, общенародным.

Иван КОПЫЛОВ,
ветеран летного училища.

Южный Урал (Оренбург), 17 июля 2001, №133