Испытатели |
Город Морозовск (бывшая станица
Морозовская) отметил 100-летие со дня
рождения своего прославленного земляка -
первого заслуженного летчика СССР Якова
Николаевича Моисеева (1897-1968 гг.).
... Он пришел в авиацию в тревожные
годы гражданской войны. Весной 1918 года
через станицу Морозовскую двигались от
Луганска к Царицыну эшелоны 5-й Украинской
Красной Армии К. Е. Ворошилова. Тогда в
станице и была сформирована из отрядов
красных партизан Морозовско-Донецкая
дивизия И.М. Мухоперца. В красных партизанах
была вся семья казаков Моисеевых - отец, его
братья и сестра Зоя. Все они стали
красноармейцами. Яков разбирался в технике,
и ему доверили броневик с гордым именем «Пролетарий».
Он сам дал машине это имя, потому как за
новую жизнь пролетариев дрался донской
казак.
А в боях под Царицыном Морозовско-Донецкая
дивизия захватила у белогвардейцев самолет.
Яков Моисеев пришел к начдиву и сказал:
- У меня есть документ на вождение
автомобиля. Дайте мне самолет, буду летать.
Мухоперец улыбнулся: - Это хорошо
- летать. А как? - Как все, - ответил Яков. Нет,
казак, нам нельзя, как все, нам надо лучше.
Поезжайка ты для этого учиться.
Так. осенью 1918 года в Московcкой
авиационной школе появился новый курсант.
Начальнику школы нетерпеливый
красноармеец доказывал, что не может долго
учиться, что его ждут на фронте. Через три
дня .Моисеева подняли на стареньком
потрепанном «фармане» в воздух. Это были
незабываемые минуты. Ветхая коробка из
фанеры, в чем только душа держится, взмыла в
небо и поплыла, послушная твердой руке
казака. Совсем как укрощенный конь...
В небе под Таганрогом Моисеев
впервые встретился с английскими
самолетами и после .короткой схватки
заставил непрошенных гостей повернуть
вспять. Это стало боевым крещением красного
пилота.
А потом он сражался в Средней
Азии против басмачей Джунаид-хана. Никогда
его не покидало мужество, и порой казалось
чудом, как управлялся он с машиной, которая
по всем законам аэродинамики должна была
вот-вот развалиться: вся она была в
пробоинах и давно отслужила свое. Однажды
довелось ему взлетать под самым носом у
бандитов, когда басмачам оставалось
добежать до самолета каких-то двадцать
шагов.
... Окончилась гражданская война.
Новая Россия готовилась к первым шагам в
небо 9 февраля 1923 года Совет Народных
Комиссаров принимает постановление об
организации акционерного общества «Добролет».
Советская авиация только еще создавалась, и
самолеты были пока далеки от совершенства.
Но за штурвалы сели испытанные в боях,
прошедшие экзамен на мужество люди - Яков
Моисеев, Петр Комаров, Петр Лозовский,
Никита Найденов, Иван Поляков. Они были
друзьями по летной школе, друзьями по
фронту, друзьями по небу.
В 1923 году Яков Моисеев открывал
первую в стране регулярную пассажирскую
линию «Москва - Нижний Новгород». Ему
доверили вести самолет «Промбанк» -
последний самолет, купленный за рубежом.
Через три часа сорок пять минут, преодолев
408 верст, он благополучно приземлился на
берегу Волги. Произошло это 1 августа, в день
открытия Международной нижегородской
ярмарки представлявшей заморским
покупателям первые товары советского
производства.
Едва родившись, наши
отечественные самолеты оставляли позади
хваленые иностранные машины, и с каждым
годом, с каждой новой моделью они
становились все лучше. Путевку в небо
давали им Яков Моисеев и его друзья. В 1926
году Моисеев на самолете «Р-1» установил
мировой рекорд, совершив в один день
перелет «Москва -Тегеран». Он испытывал
потом почти все машины Андрея Николаевича
Туполева. Среди них был и знаменитый «ТБ-3»,
на котором Михаил Водопьянов высаживал
папанинцев на Северный полюс.
Работа испытателя была трудной,
опасной. Однажды, когда полет уже подходил к
концу и Моисеев выполнил почти все фигуры,
кроме «бочки», машина вдруг свалилась на
крыло и начала падать. Все ближе и ближе
была земля. Можно воспользоваться
парашютом и покинуть самолет. «Я вспомнил, -
рассказывал потом друзьям Моисеев, - как
Сталин упрекал Чкалова за неоправданную
лихость: «Ваша жизнь нам дороже любой
машины...» И все-таки рискнул, решил спасать
самолет. У самой земли сумел вывести машину
из падения и благополучно приземлиться ...»
Моисееву - первому в стране [1] - было
присвоено звание «Заслуженный летчик СССР».
Родина отметила его двумя орденами Ленина,
пятью орденами Красного Знамени. Он до
последних дней своей жизни учил летать
самолеты, воспитывал молодежь, которая
пришла к нему на смену и готовилась
вырваться в космос.
Вспоминают, как в тридцать втором
году Яков Моисеев прилетал в станицу
Морозовскую на своем самолете, чтобы
повидаться с семьей и своими однополчанами
по гражданской войне. Станица праздновала
как раз Международный юношеский день (МЮД),
и колонны демонстрантов с флагами и
транспарантами двинулись на митинг у этого
самолета. Милиция выставила вокруг машины
охрану, но можно ли было удержать
любопытных мальчишек, пожелавших близко
познакомиться с ней?
- Ну, кто самый храбрый? - спросил
Моисеев. - Пятеро залезайте в кабину,
покатаю...
Никакого аэродрома в станице
тогда еще не было. Просто ровное, как стол,
поле. Летчик сделал круг над станицей и
приземлился. Как мы все завидовали
счастливчикам...
Не та ли встреча с первым красным
пилотом Республики Советов позвала потом
моих ровесников - Женю Соснова, Николая
Ткачева, Ивана Дьячкова, Николая Посметнова,
Степана Наконечникова - в авиационные
училища, сделала их боевыми летчиками
сражавшимися на фронтах Великой
Отечественной?
Видно, суждено было стать
казачьей станице Морозовской «крылатой».
Вл. МОЛОЖАВЕНКО,
член Союза писателей России, ветеран войны.
Ростов-на-Дону.