Испытатели

Крылатый станичник

      Город Морозовск (бывшая станица Морозовская) отметил 100-летие со дня рождения своего прославленного земляка - первого заслуженного летчика СССР Якова Николаевича Моисеева (1897-1968 гг.).
      ... Он пришел в авиацию в тревожные годы гражданской войны. Весной 1918 года через станицу Морозовскую двигались от Луганска к Царицыну эшелоны 5-й Украинской Красной Армии К. Е. Ворошилова. Тогда в станице и была сформирована из отрядов красных партизан Морозовско-Донецкая дивизия И.М. Мухоперца. В красных партизанах была вся семья казаков Моисеевых - отец, его братья и сестра Зоя. Все они стали красноармейцами. Яков разбирался в технике, и ему доверили броневик с гордым именем «Пролетарий». Он сам дал машине это имя, потому как за новую жизнь пролетариев дрался донской казак.
      А в боях под Царицыном Морозовско-Донецкая дивизия захватила у белогвардейцев самолет. Яков Моисеев пришел к начдиву и сказал: Я.Н.Моисев
    - У меня есть документ на вождение автомобиля. Дайте мне самолет, буду летать.
      Мухоперец улыбнулся: - Это хорошо - летать. А как? - Как все, - ответил Яков. Нет, казак, нам нельзя, как все, нам надо лучше. Поезжайка ты для этого учиться.
      Так. осенью 1918 года в Московcкой авиационной школе появился новый курсант. Начальнику школы нетерпеливый красноармеец доказывал, что не может долго учиться, что его ждут на фронте. Через три дня .Моисеева подняли на стареньком потрепанном «фармане» в воздух. Это были незабываемые минуты. Ветхая коробка из фанеры, в чем только душа держится, взмыла в небо и поплыла, послушная твердой руке казака. Совсем как укрощенный конь...
      В небе под Таганрогом Моисеев впервые встретился с английскими самолетами и после .короткой схватки заставил непрошенных гостей повернуть вспять. Это стало боевым крещением красного пилота.
      А потом он сражался в Средней Азии против басмачей Джунаид-хана. Никогда его не покидало мужество, и порой казалось чудом, как управлялся он с машиной, которая по всем законам аэродинамики должна была вот-вот развалиться: вся она была в пробоинах и давно отслужила свое. Однажды довелось ему взлетать под самым носом у бандитов, когда басмачам оставалось добежать до самолета каких-то двадцать шагов.
      ... Окончилась гражданская война. Новая Россия готовилась к первым шагам в небо 9 февраля 1923 года Совет Народных Комиссаров принимает постановление об организации акционерного общества «Добролет». Советская авиация только еще создавалась, и самолеты были пока далеки от совершенства. Но за штурвалы сели испытанные в боях, прошедшие экзамен на мужество люди - Яков Моисеев, Петр Комаров, Петр Лозовский, Никита Найденов, Иван Поляков. Они были друзьями по летной школе, друзьями по фронту, друзьями по небу.
      В 1923 году Яков Моисеев открывал первую в стране регулярную пассажирскую линию «Москва - Нижний Новгород». Ему доверили вести самолет «Промбанк» - последний самолет, купленный за рубежом. Через три часа сорок пять минут, преодолев 408 верст, он благополучно приземлился на берегу Волги. Произошло это 1 августа, в день открытия Международной нижегородской ярмарки представлявшей заморским покупателям первые товары советского производства.
      Едва родившись, наши отечественные самолеты оставляли позади хваленые иностранные машины, и с каждым годом, с каждой новой моделью они становились все лучше. Путевку в небо давали им Яков Моисеев и его друзья. В 1926 году Моисеев на самолете «Р-1» установил мировой рекорд, совершив в один день перелет «Москва -Тегеран». Он испытывал потом почти все машины Андрея Николаевича Туполева. Среди них был и знаменитый «ТБ-3», на котором Михаил Водопьянов высаживал папанинцев на Северный полюс. 
      Работа испытателя была трудной, опасной. Однажды, когда полет уже подходил к концу и Моисеев выполнил почти все фигуры, кроме «бочки», машина вдруг свалилась на крыло и начала падать. Все ближе и ближе была земля. Можно воспользоваться парашютом и покинуть самолет. «Я вспомнил, - рассказывал потом друзьям Моисеев, - как Сталин упрекал Чкалова за неоправданную лихость: «Ваша жизнь нам дороже любой машины...» И все-таки рискнул, решил спасать самолет. У самой земли сумел вывести машину из падения и благополучно приземлиться ...»
      Моисееву - первому в стране [1] - было присвоено звание «Заслуженный летчик СССР». Родина отметила его двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени. Он до последних дней своей жизни учил летать самолеты, воспитывал молодежь, которая пришла к нему на смену и готовилась вырваться в космос.
      Вспоминают, как в тридцать втором году Яков Моисеев прилетал в станицу Морозовскую на своем самолете, чтобы повидаться с семьей и своими однополчанами по гражданской войне. Станица праздновала как раз Международный юношеский день (МЮД), и колонны демонстрантов с флагами и транспарантами двинулись на митинг у этого самолета. Милиция выставила вокруг машины охрану, но можно ли было удержать любопытных мальчишек, пожелавших близко познакомиться с ней? 
      - Ну, кто самый храбрый? - спросил Моисеев. - Пятеро залезайте в кабину, покатаю... 
      Никакого аэродрома в станице тогда еще не было. Просто ровное, как стол, поле. Летчик сделал круг над станицей и приземлился. Как мы все завидовали счастливчикам... 
      Не та ли встреча с первым красным пилотом Республики Советов позвала потом моих ровесников - Женю Соснова, Николая Ткачева, Ивана Дьячкова, Николая Посметнова, Степана Наконечникова - в авиационные училища, сделала их боевыми летчиками сражавшимися на фронтах Великой Отечественной?
      Видно, суждено было стать казачьей станице Морозовской «крылатой». 

Вл. МОЛОЖАВЕНКО,
член Союза писателей России, ветеран войны.

Ростов-на-Дону.

  1. Я.Н.Моисеев не был первым заслуженным лётчиком СССР. Первыми этого звания были удостоены в 1925 году за перелёт Москва - Пекин лётчики М.М.Громов, А.Н.Екатов, А.И.Томашевский, Н.И.Найдёнов, И.К.Поляков и М.А.Волковойнов. (прим. А.Симонова)