Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Единственная и неповторимая

Светлана Евгеньевна САВИЦКАЯ

    За все время существования Школы летчиков-испытателей только одной женщине удалось пройти в ней полный курс обучения и получить свидетельство летчика-испытателя IV класса. Это дважды Герой Советского Союза (1982 г. и 1984 г.), летчик-космонавт СССР (1982г.), заслуженный мастер спорта СССР (1970г.) Светлана Евгеньевна Савицкая.
    Ныне С.Е.Савицкая — депутат Государственной Думы, она также возглавляет Федерацию авиационного спорта России. Путь в авиацию и космонавтику дочери прославленного аса Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого (1910— 1990) — уникален. В профессиональной среде, где подавляющее большинство — мужчины, утвердиться женщине всегда было нелегко, а в авиации, где представителей «сильного пола» — 99,9%, — втройне. И все же Светлана Евгеньевна Савицкая состоялась как летчик и космонавт. Предлагаем вашему вниманию интервью, которое дала нашему корреспонденту слушательница 17-го набора самолетного отделения ШЛИ им. А.В.Федотова С.Е.Савицкая.

    — Светлана Евгеньевна, почему Вы решили пойти учиться в Школу летчиков-испытателей Минавиапрома?
   — К моменту поступления в Школу летчиков-испытателей МАП я было абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу, членом сборной команды СССР по высшему пилотажу. Опыт полетов на спортивно-пилотажных самолетах с поршневым двигателем у меня был большой, к тому же в одном из центров ДОСААФ (сейчас эта организация называется РОСТО) я научилась пилотировать реактивные самолеты. В недавнем прошлом и, к сожалению, сейчас женщина могла реализовать себя в авиации только в системе аэроклубов ДОСААФ. ДОСААФ занималось не только спортом, но и установлением авиационных рекордов. В 1970—1971 гг. председатель ЦК ДОСААФ Александр Иванович Покрышкин поставил задачу по продолжению работы в установлении авиационных рекордов. В частности, была поставлено задача установить мировой рекорд скорости полета среди женщин на реактивном истребителе. Для этой цели был выбран истребитель-перехватчик МиГ-25.
   В те годы один мировой рекорд скорости полета на базе 15-25 км среди женщин принадлежал американке Жаклин Кокран. Другие рекорды были нашими, но уже устаревшими. Их следовало обновлять: иначе могли перекрыть. У меня было большое желание летать на сверхзвуковых современных самолетах. А.И.Покрышкина долго убеждать не пришлось. Руководство ЦК ДОСААФ обратилось с соответствующим письмом к руководству Минавиапрома СССР, так как ДОСААФ не имело собственного самолета МиГ-25. Вскоре положительный ответ был получен. Вначале я сделало один полет на «спарке» МиГ-21 вместе со старшим летчиком ОКБ А.И.Микояна Александром Васильевичем Федотовым: он хотел оценить мою технику пилотирования. До этого попета я не поднималась в воздух на МиГ-21, летала только на МиГ-15 и МиГ-17. После полета Александр Васильевич сказал, что работу по установлению рекорда на МиГ-25 можно проводить, но вначале мне необходимо пройти хороший курс подготовки на МиГ-21. В разговоре принимал участие начальник Летно-испытательной базы ОКБ А.И.Микояна. Было высказано мнение, что лучше всего пройти специальный курс обучения по пилотированию МиГ-21 в Школе летчиков-испытателей, с тем чтобы затем перейти на более сложный МиГ-25. Для того чтобы начать эту рекордную роботу, руководству ЦК ДОСААФ пришлось выйти на Д.Ф.Устинова, курировавшего в ЦК КПСС оборонную промышленность, а затем и на руководство Минавиапрома СССР.
   Вначале меня хотели взять в ШЛИ полноправным слушателем, даже был подготовлен приказ, но министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев сказал: «У меня не было женщин летчиков-испытателей и не будет, пока я министр». И было принято решение прикомандировать меня к ШЛИ на время выполнения рекордных работ. Я оставалась летчиком-инструктором Центрального аэроклуба СССР им. В.П.Чкалова и параллельно училась в ШЛИ. В основном летала в ШЛИ, а когда оставалось время — в аэроклубе.
   — В то время Вы уже ставили перед собой цепь — полететь в космос?
   — Цель полететь в космос я поставила перед собой с самого начала. Потом в 16 пет пришла в аэроклуб и стало прыгать с парашютом, а затем пилотировать спортивные самолеты. Мой отец Евгений Яковлевич Савицкий был маршалом авиации, я понимало, что если не буду соответствовать самым высоким профессиональным требованиям, то могут сказать, что пользуюсь протекцией отца. Я считала, что для полета в космос должна иметь моральное право.
   — Когда Вас прикомандировали к учебной группе 17-го набора самолетного отделения ШЛИ, Вы рассчитывали, что в дальнейшем будете заниматься испытательной работой?
   — Но каком-то этапе целью были рекорды, но возникал и другой вопрос: «А что же будет дальше?» Успешное окончание ШЛИ в дальнейшем давало право претендовать на работу летчиком-испытателем. В ШЛИ я проходила теоретический и практический курс. Под руководством инструктора Владимира Петровича Короткого освоила пилотирование истребителя МиГ-21. Когда осваивала МиГ-21, выяснилось, что можно сделать несколько рекордов на этой машине. Были установлены две серии рекордов по скороподъемности на МиГ-21. Следующим этапом был самолет МиГ-25. Вопрос о полетах на МиГ-25 долго решался руководством Минавиапрома и сдвинулся с мертвой точки только благодаря настойчивости руководства ЦК ДОСААФ и лично А.И.Покрышкина. А.В.Федотовым была составлена программа подготовки, которая утверждалось в Минавиапроме. С первого же полета на МиГ-25ПУ (в открытой печати его называли Е-133) был сверхзвук и рекордный профиль. Первые полеты по рекордному профилю были тренировочными. Два последних полета — с регистрацией рекорда. Результат одного из них направили в Международную авиационную федерацию {ФАИ). Методика подготовки к рекордным полетам А.В.Федотова — это уровень высочайшего искусства. В ОКБ А.И.Микояна была своя «фирменная» школа подготовки летчиков-испытателей во многом благодаря Александру Васильевичу. Он часто говорил: «У нас не должно быть брака в работе».
   В ШЛИ никто не ставил передо мной задачу пройти весь практический и теоретический курс, но я совершала полеты, в которых отрабатывались навыки по выходу из внештатных ситуаций: остановка двигателя, сваливание и др. Мне говорили: «Зачем тебе это надо?» Говорили не летчики, а из персонала ШЛИ. Но я поставила перед собой задачу окончить ШЛИ. Ходила на все экзамены и сдавала их. Анатолий Семенович Левченко принимал у меня выпускной экзамен на МиГ-21. Успешно сдав выпускные экзамены, получила свидетельство летчика-испытателя IV класса.
   — Светлана Евгеньевна, во время учебы в ШЛИ Вы чувствовали к себе снисходительное отношение, что требования к Вам занижают?
   — Нет, этого не было. Наоборот, планку требований все время поднимали. Когда прошел первый этап обучения в ШЛИ и были установлены первые рекорды, пристальное внимание ко мне ослабло. Когда я только пришла в ШЛИ, были попытки придраться к моему здоровью со стороны врача Школы, но, слава Богу, определенный жизненный опыт у меня был, и я знала, что делать. Поехала в Институт авиационной и космической медицины, потребовала дополнительного заключения, затем обратилась к медикам в Минавиапроме. Словом, от всех придирок отбилась.
   — Чем Вам запомнилась учеба в ШЛИ?
   — Методика подготовки в ШЛИ была жесткой. Людей «бросали в воду» и смотрели: выплывет - хорошо, не выплывет - трудности «утопающего». «Бросали в воду» не щенков, а летчиков, которые знали, на что идут. Драли «три шкуры». И делали соответствующие выводы: можно ли человека направить на испытательную работу в ОКБ или лучше послать на серийный завод. Очень боюсь, чтобы эта методика не «растерялась» сейчас, когда Школа в кризисе. В ШЛИ у меня по существу был один инструктор — Владимир Петрович Короткий. Начальник Школы Лев Васильевич Фоменко летал со слушателями на тяжелых машинах. 60% опыта, которых получила учась в ШЛИ, я приобрела на фирме им. А.И.Микояна от А.В.Федотова.
   — Внеучебное время, праздники например, Вы проводили вместе с группой?
   — Нет, я в этих мероприятиях не участвовала. Ребята проводили время вместе. В нашем выпуске были Римас Станкявичюс, Анатолий Кнышов, Виктор Заболотский и др. Мои основные друзья оставались в авиационном спорте.
   — Куда Вас распределили после окончания ШЛИ?
   — Когда я заканчивала ШЛИ, меня пригласил к себе начальник ЛИИ Виктор Васильевич Уткин. Он спросил, хочу ли я работать в ЛИИ. Я ответила положительно. На меня послали заявку в Минавиапром. Но там «рука дрогнула»: пришел приказ направить меня в Минрадиопром в НПО «Взлет». Для меня это был удар. Я, конечно, понимала, что в профессиональном плане буду терять в НПО «Взлет»: полетов мало, в основном на тяжелых машинах. Мне хотелось летать на истребителях. Два года я отработало в НПО «Взлет». Летала на МиГ-21, Су-7, Ил-18, стареньком Ил-28. Летала в Жуковском.
   — Как Вы пришли на работу в ОКБ А.С.Яковлева?
   — Работая в НПО «Взлет», я обратилась с письмом в ЦК КПСС. Я не просила меня перераспределить. Я предлагала продолжить работу по установлению авиационных рекордов. Моим письмом занимался Дмитрий Федорович Устинов. В секретариате ЦК КПСС мне сказали, что принято решение серию рекордных полетов продолжить. После этого я поставила еще три рекорда на МиГ-25ПУ. Вскоре меня пригласил Александр Сергеевич Яковлев. Он предложил работать у себя на фирме. Мне хотелось полетать на Як-38 — самолете вертикального взлета и посадки, и я согласилась. Лишь спустя полгода, после нескольких настойчивых писем и звонков в Минавиапром, А.С.Яковлев получил разрешение на мой перевод. В 1976 г. я стала летчиком-испытателем ОКБ А.С.Яковлева, начала работать на Як-42. В то время заканчивались заводские испытания этой машины. Летала на спортивно-пилотажных машинах. Одновременно добилось разрешения летать на МиГ-21 в ШЛИ для поддержания формы. Стала подбираться к «вертикалке». Как раз в это время начался очередной набор в отряд космонавтов, было решено взять несколько женщин. Генеральный конструктор Валентин Петрович Глушко сказал, что возьмет меня, если отпустит А.С.Яковлев. Александр Сергеевич отпустил, за что я ему очень благодарна. Первый полет в космос я совершила, будучи летчиком-испытателем ОКБ А.С.Яковлева. Я ушла с «яковлевской» фирмы только перед вторым полетом в космос.
   — Кто у Вас был дублером во время полетов в космос?
   — Ирина Пронина — перед первым полетом.
   — Какой у Вас общий налет?
   — Небольшой. Около 2000 часов.
   — Ваш сын Костя мечтает стать летчиком?
   — Я спрашивала его: «Кем ты хочешь быть?» Он ответил, что не знает. Ничего, повзрослеет — определится. У него есть склонность к технике.
   — В последние два года Вы садились за штурвал самолета?
   — Нет, не садилась и не собираюсь. У меня нет проблем полетать на спортивном самолете: я председатель Федерации авиационного спорта России. А просто посидеть за штурвалом — мне этого не надо. Считаю, что надо либо летать, либо заниматься другим делом.
   — Вы получаете удовлетворение от работы в Госдуме? Вы отстаиваете интересы отрасли в парламенте?
   — Получаю, когда кому-то могу помочь. Но, как и в спорте, нет пределов совершенству. Никогда нельзя быть полностью довольным тем, что сделал. Я лоббист своих избирателей и государственных интересов. Сейчас занимаюсь вопросом ЛИИ, хотя это не мой избирательный округ. Делаю это потому, что вижу: команда И.П.Волка, Ф.Д.Золотарева и некоторых других руководителей ЛИИ стремится прибрать к своим рукам часть государственной собственности, грубо нарушая при этом закон.
   — Вы собираетесь баллотироваться на следующих выборах в Государственную Думу?
   — Будет время — будет и песня.

Юрий Пономарев

< < Л.С.Попов В.К.Александров > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100