Содержание

«ШЛИ со временем»

Владимир Григорьевич
КОНДРАТЕНКО

    Родился 1 июля 1942 г. в Архангельской области. В 1965 г. окончил Тамбовское ВВАУЛ. Служил в ВВС, в 1974 г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей, а в 1987 г. - МАИ. Провел государственные испытания различных модификаций самолетов Ту, МиГ, Су, Як и др.
    С 1982 г. работает в ЛИИ, до 1989 г. был летчиком-инспектором Управления летной службы МАП, а с 1989 г. является начальником Школы летчиков-испытателей. Заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник. Награжден орденом Красного Знамени, медалями.

Школа возрождает свои традиции

    Школа летчиков-испытатепей - история нашей авиационной науки. В последние годы было несколько полноценных выпусков. Есть надежда, что у Школы появились вполне определенные перспективы.
    О будущем потенциале Школы мы беседуем с Владимиром Григорьевичем Кондратенко, начальником Школы летчиков-испытателей, заслуженным летчиком-испытателем СССР:
    - В прежние времена работала четкая схема отбора и обучения летчиков: каждый год по запросу из Министерства авиационной промышленности военные предоставляли нам личные дела 50-70 военных летчиков. Основываясь только на документах, мы отбирали из них около 25-30 личных дел и сообщали об этом руководству ВВС. Они откомандировывали в Жуковский выбранных летчиков, которые проходили медицинскую комиссию и сдавали экзамены по теоретической и летной подготовке. По этим результатам отбирались 15-20 человек, которые и становились слушателями Школы.
    После десяти лет затишья в 1999 г. состоялся полноценный набор в ШЛИ.

    - Произошли ли изменения в требованиях к отбору слушателей и удалось ли сохранить преподавательский коллектив?   

    - Как и прежде, основным критерием отбора является желание летчика. Именно благодаря желанию можно горы свернуть, а без него даже самый способный ничего не добьется. При поступлении идет как бы подгонка всех под один определенный уровень, а затем слушатели проходят общий теоретический курс, после которого сдают трехступенчатые экзамены. Ясно, что наука идет вперед, техническое оснащение летательных аппаратов совершенствуется, слушатели должны быть эрудированными во многих областях знаний.
    Прошедшие этот сложный конкурс люди демобилизуются из армии и приезжают сюда с семьями. Для этого у нас было построено специальное общежитие.
    Когда начался великий процесс перестройки, эта схема начала ломаться. Все договоры с Министерством обороны аннулировались, потом начались сокращения в армии. Раньше государство предоставляло самолеты, топливо, а теперь государственной поддержки мы лишились.
    В наши обязанности стало входить не только обучение, но и добывание денег на обучение. Не секрет, что средний возраст летчиков в ЛИИ - около 50 лет. Процесс старения неизбежен, и старые летчики-испытатели стали списываться. Потребовались молодые испытатели, поэтому КБ и заводы были вынуждены находить деньги, чтобы отправить своих летчиков на учебу.
    Сегодня работы мало, и сама жизнь поставила летчика в другие условия. Однако я уверен - жизнь заставит и хорошо поработать, а грамотный летчик-испытатель станет необходимостью. Расположение Школы выбрано очень удачно - ее окружают различные КБ, институты, в которых работают крупнейшие специалисты в области авиации - они готовы с нами сотрудничать. Базовые занятия проводятся на самолетах Л-39, Як-40. Слушатели знакомятся с новыми режимами, выполняемыми на самолетах Су-37, С-37, МиГ-29, анализируют результаты этих экспериментов.
    Этому вопросу уделялось самое большое внимание. В уникальном учебном заведении на протяжении всех лет работал преподавательский коллектив экстра-класса. Это касается инструкторского состава: летчиков-испытателей, штурманов, радистов, преподавателей теоретических дисциплин, обслуживающего персонала.
    При Школе созданы: административно-хозяйственная служба, отдел технической эксплуатации тренажеров, высотно-кислородная служба бюро летной документации, экспериментальный отдел методики летных испытаний, служба эксплуатации средств, бортовых измерений, сектор методики летных испытаний, обучения на тренажерах, бюро эксплуатации технических средств обучения и изготовления наглядных пособий.
    Без слаженной работы всех указанных служб не может состояться ни один выпуск летчиков-испытателей и штурманов-испытателей.
    Что касается преподавателей. Нам пока удается сохранять преподавательский состав. ШЛИ - подразделение ЛИИ. Сегодня понемногу ситуация выправляется, и будем надеяться, что Школа и Институт помогут друг другу выжить

    - Учитывая эти обстоятельства, вводятся ли в программу обучения новые предметы?

    - Безусловно. Одним из профилирующих предметов считается знакомство с новой техникой. Постоянно обновляется курс "Методика летных испытаний". Во время обучения проходят дни фирм: Микояна, Сухого, Яковлева, Туполева и других с приглашением шеф-пилотов, которые рассказывают о новых разработках и экспериментах. Так что слушатели всегда в курсе современных разработок. Учитывая специфику профессии летчика-испытателя, введена такая дисциплина, как авиационная психология. Ведь летчики при испытаниях часто попадают в экстремальные ситуации, чреватые угрозой стресса. И наша задача - научить ребят держать себя в руках в любых ситуациях и обстоятельствах.
    В воздухе летчик-испытатель должен забыть об эмоциях и сосредоточить свое внимание на выполняемой работе. Насколько успешно это введение новой дисциплины, покажет будущее.

    - Какие перспективы развития Школы вы видите?

    - Все зависит от сознания нашего общества. Это как у Булгакова в "Собачьем сердце": разруха у нас не в клозетах, а в головах. Сами самолеты летать не будут. За все время существования Школы сформировалось четкое правило: заниматься профессиональной летно-испытательной работой могут люди, закончившие ШЛИ и имеющие диплом летчика-испытателя.
    Хочется верить, что авиационные предприятия поймут опаcность непрофессионализма, а Школа летчиков-испытателей возродит свои традиции, станет тесно сотрудничать с КБ и получит поддержку государства.
    Поэтому, пока все мы не поймем, что авиация - одна из тех сфер жизнедеятельности, по состоянию которой определяется мощь государства, отдельные альтруисты, оказывающиеся постоянно в меньшинстве, ничего изменить не смогут.
    Я лично оптимист и верю в светлое будущее российской авиации в целом и Школы летчиков-испытателей в частности.

Виктория Радишевская

< < Начальники ШЛИ Осенний бал выпускников ШЛИ > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100