Содержание

Игорь Шелест. «С крыла на крыло»

Летная комната

    Есть у нас такая на командном пункте. Вроде корабельной кают-компании. Огромное окно-фонарь с видом на летное поле. На стенах три картины старых мастеров; мы их купили в складчину в конце войны. Помню, Алексей Гринчик, наш старший летчик, говорит:
    — Идея, короли!.. Давайте сделаем свое жилище поуютней. Не худо бы на стены хорошие картины...
    — И старые поршни с окурками на свалку! — подхватил Витя Расторгуев.
    Данила Зосим мечтал о массивном столе. Согласились: пусть будет в треть комнаты, дубовый... На одной ноге?.. Ладно; только, чтобы это была  т а  нога!
    Когда договорились обо всем, Марк Галлай напомнил:
    — Бояре, гоните в получку по четыре сотни!
    «Королями» мы были только для Алексея, такая у него была поговорка.
    Картины присмотрели в антикварном магазине. С ними много было канители: те, что нравились одному, совсем не нравились другому. Когда уже загнали в стены четыре костыля, «Одинокую купальщицу» Степанова вдруг подняли на смех; дорогое полотно спровадили за диван.
    На стенах утвердились три картины: цыганка в ярком на высоком берегу у парома ждет переправы; зимний лес, пробитый снизу солнцем, длинные тени, и еще какой-то милый пейзаж — должно быть, юг Франции.
    Вскоре в комнату водрузили овальный стол. На него — бронзовую пепельницу, круглую, побольше сковородки, на львиных лапах. Под стать и вазу. Диваны, кресла, шахматный стол — это было все раньше.
    Здесь летчики между полетами проводят время. Те, кто уже слетал, отдыхают, курят. Другие ждут полетов. Бывает шумно: шутят, много смеются. В нашей работе очень полезно посмеяться от души.
    Изредка динамик выхватит одного, другого. Щелкнет и скажет номер, фамилию. Товарищи уходят работать.
    Вот и сейчас: сперва шипение, потом щелчок, как по лбу. Прислушиваемся: чей номер? Ага!
    «Пять два ноля десять» готова. Хапову одеваться!»
    Валентин встает. Пригладил машинально волосы — они уже светлеют на висках. Бросает последний взгляд сверху на шахматный стол и — чтобы разом выплеснуть все комбинации из головы — кладет рукой фигуры.
    — Все равно, — невозмутимо говорит противник, — безнадежно! — Сам как сидел, так и не сдвинул локти, от ушей не оторвал ладони, спросил: — Ну кто?..
    Чуть улыбаясь, Хапов выходит в раздевалку. Султан Амет-Хан — тоже наш летчик-испытатель, на кармашке коричневого пиджака две Золотые Звезды — садится верхом на неостывший стул. Все делается молча. Ох, эти шахматисты!
    Стучат фигуры подошевками по доске, выстраиваются во фронт. За столом в клетку эти два места, как говорится, святы.
    Я подхожу к окну, позади слышу и не слышу какой-то разговор.
    — ...глазенки у них симпатичные, сами шевелят усами... Ловить их ничего не стоит: сами лезут в руки. Только подбираться надо сзади.
    — Где у него зад?
    — Зад?.. Хм... Шея у него зад!.. Там их кишмя кишит: рачьи массовки...
    Со второго этажа видно все поле. Напротив — самолеты крыло к крылу. Несколько новых лайнеров прибрали уже «к рукам» удобные места. «Крепости» потеснились, косятся переплетами округлых стекол. Распушились, присели недовольно.
    Смотришь, и представляются они живыми. Выползли на краешек бетонки — греются на солнце. Кое на ком «халат» брезентовый наброшен, другие — просто «нагишом». Лоснятся упитанные спины.
    Вот так же... серебрились крылья; только те были поменьше. И вдруг... Как это могло случиться?
    Однажды их будто всех сразу кто-то перекрасил в темно-зеленый цвет, по спинам пустил черные разводы: куда девалась их веселость?
    И люди...
    Воскресным ярким утром были все в светлом, нарядном — собирались к солнцу на свидание; щелкнул приемник, и... лица застыли. Мгновенье, а как может перевернуть всю жизнь!
    Молча переоделись в хаки, галстуки забросили подальше. Вместе с улыбками, не думая: «Надолго ли?»
    Для многих, оказалось, навсегда.
    Но года через три лица стали светлеть. И самолеты тоже. Среди зеленых замелькали голубые. Еще годочка три, и смотрим: в шеренге самолетов опять блеснул дюраль. Так незаметно, бочком, бочком, и вытеснил всех темно-зеленых!
    «Линейка» снова засверкала. С высоты посмотришь: словно новенькие полтинники.
    И в летной комнате испытателей никак не меньше. Тот же смех, улыбки, загорелые щеки — оптимизм прекрасного здоровья.
    Присмотришься — только лица другие, изменились лица: помолодели, постарели. Иных и вовсе нет. Динамик сказал однажды: «Одеваться!..»  Оделись и улетели навсегда.
    Но жизнь есть жизнь: одни садятся, другие набирают высоту.
    Вот новейший истребитель вырулил на старт, рванулся с тормозов, метнул из камеры форсажной сноп огня.
    Сначала ничего не слышно — просто звук еще не долетел. Секунды три-четыре тишины... И вдруг дьявольский рев хлестанул окно наотмашь. Взвизгнули все стекла разом.
    Когда опять притихло, откуда ни возьмись позади музыка; кто-то включил приемник, оркестр играет «Прекрасную Елену». Я обернулся. Сергей Анохин бросил книгу, встал. Он мне сейчас напомнил адмирала Нельсона, вернее, Лоуренса Оливье, который играл в фильме «Леди Гамильтон»: у Сергея тоже черная повязка на глазу. На гимнастерке Золотая Звезда и ленточки.
    Сергей любит пение. Какое?.. Трудно сказать. В этом он непостоянен. Любит, например, басы, сам подражает. Вот и сейчас: только прервался вальс, он запел Шиянову — тот сидит спокойно, как Будда, щурясь доброй улыбкой.
    Сергей шутливо выводит, однако получается не слишком чисто:
    — По-ги-ба-ет в об-щем мне-нье по-ра-а-жен-ный кле-э-ве-той!..
    — Неправда, — равнодушно говорит Шиянов. — Не от нее погибает.
    — Го-го, — басит Сергей, очень довольный. Потянулся, сделал несколько упражнений руками и спросил: — Виноват, Георгий Михайлович, должно быть, понижаю?
    Юра, как мы привыкли звать Георгия Михайловича Шиянова, испытателя с большим опытом, еще довоенной школы, улыбается:
    — Понимаешь... Как бы тут сказать?.. Небольшой разброс точек.
    Сергей смеется:
    — Пардон... Как в летном эксперименте... Впрочем, я сегодня того... не в голосе...
    — Возможно, — соглашается Шиянов. — На репетиции оркестра тоже что-то не ладилось сперва. Дирижер несколько раз начинал с первого такта. Наконец, раздосадованный, остановил оркестр. «Позвольте вам заметить, — говорит музыканту из медной группы, — у автора здесь «ля», вы же играете «ля-бемоль»!» — «Труба еще холодная», — отпарировал тот. «Согрейте... Чайковского холодной трубой играть нельзя!» — посоветовал дирижер.
    — Браво! — Сергей подсел ближе.
    Летная комната оживилась. Шахматисты и те приподняли глаза.
    Но тут открылась дверь, и заглянул гость из ЦАГИ.
    Василий Комаров крикнул приветливо:
    — Сергей Яковлевич!.. Ждем вас.
    Наумов поздоровался, вошел непринужденно и сказал:
    — Три фута под килем!
    Морское приветствие вызвало улыбки.
    — У меня здесь кое-что из продувок «сто четвертой»! — Наумов полез в портфель.
    Летчики стали подходить поближе.
    — Вот... — Сергей Яковлевич перелистал отчет, нашел нужный ему график. — Вот, полюбуйтесь, Василий Архипович, на протекание кривых це — игрек и эм — зет по альфе.
    — Здесь изрядная нелинейность, «Ложечка», так сказать, — заметил Комаров. — Сергей Яковлевич, когда мы выйдем на большие углы, можно ожидать «подхватывания»?
    Амет усмехнулся.
    — Представляю эту «красотку» штопорящей...
    Кто-то добавил:
    — Да еще с пассажирами на борту!..
    — Нет, нет... друзья, — Наумов встрепенулся, — не будем вдаваться в пессимизм: взгляните на эм — зет... После горба здесь вновь начинается благоприятный градиент...
    — Да, но разница в числах Рейнольдса?.. — возразил Шиянов. — В натурных испытаниях может оказаться и похуже, чем в трубе.
    — Извиняюсь, — разгорячился гость, — «рейнольдсы» нами учтены... Конечно, — добавил он, помедлив, и уже с улыбкой, — к испытаниям надо подходить крайне осторожно!
    — Сергей Яковлевич, как вы смотрите на установку противоштопорного парашюта? — спросил Анохин.
    — Стоит подумать.
    Кто-то из летчиков съязвил:
    — Не так страшен газ, как противогаз!..
    Наумов стал собирать в портфель бумаги:
    — Вот что, други, приезжайте к нам в институт. Вместе посмотрим, как это выглядит на деле, обмозгуем поглубже.
    — На макет ездили, Сергей Яковлевич? — спросил Анохин.
    — Да... Комиссия маршала Скрипко... Ба! В порядке разминки, хотите?.. — Наумов просиял. — В командировке, знаете как это бывает, за столом вспомнили довоенные годы, самолеты тех времен. Маршал поделился с нами одной историей.
    Знакомый врач попросил устроить ему воздушное крещение. Как раз в тот день дул сильный ветер, и летчики тренировались на учебных бипланах. Новичка усадили в заднюю кабину, пристегнули пряжку ремней, и самолет пошел. Летчик с запалом — принялся всячески куролесить: крутил петли, перевороты, виражи. Наконец, решив, что хватит, отправился на посадку. Однако у самой земли его внезапно «прогнали во второй круг». Снова набрав высоту, летчик оглянулся и в ужасе оцепенел: пассажира в кабине как не бывало!.. «Врач выпал!.. Катастрофа!!!»
    С тяжелым сердцем пилот заторопился на посадку. Уже заруливая на стоянку и просто в отчаянии, не зная, что докладывать начальству, вдруг увидел... Кого бы вы думали?
    — Врача?!
    — Вот именно. Как ни в чем не бывало тот, восторженный, рассказывал что-то в кругу командиров.
    «Наваждение», — летчик протер глаза.
    Он выключил мотор, спрыгнул с крыла, подскочил к дорогому ему теперь человеку, схватил его за плечи:
    — Как же это вы?
    — Что? — не понял врач. — Ах!.. Извините, право, расчувствовался, совсем забыл вас поблагодарить... Спасибо, друг! Все было так прекрасно!
    — Я спрашиваю, как вы оказались здесь?
    — Обыкновенно.
    Они смотрели друг на друга — бледный летчик и озадаченный медик. Наконец последний сообразил:
    — Простите великодушно, я, видно, не спросясь?.. Я вышел, когда вы сели первый раз.
    — Смотрите на него: он вышел! — рассвирепел тут летчик. — Да я же еще не сел! — заорал он. — Мы были еще в полете, черт вас возьми!..
    — Мой бог!.. Я полагал, что уже все... — Теперь сам «крестник» стал бледным, как халат.
    Довольный произведенным эффектом, Наумов распрощался и ушел.
    Приятно было вспомнить милые самолеты — на них мы учились. Воздушная их скорость была так мала, что сильный встречный ветер заметно съедал ее — тормозил полет относительно земли. Когда порывы разгуливались не на шутку, маленький биплан мог почти зависать на месте при посадке. Так что с полуметровой высоты «новенький» действительно мог спрыгнуть на ходу, как с подножки трамвая.
    Всех нас переключил на себя динамик — наш вершитель судьбы: щелкнул и шипением напомнил, что мы на работе и время не знает остановки.
    — «Триста первая» готова!.. Шиянову одеваться, ведущий ждет внизу.
    Юра встал. Я спросил:
    — Сегодня с катапульты?
    — Думаю «шаркнуть»... Поехали, посмотришь? — И уже ко всем: — Кто не видел «цирк»?
    Летчики встрепенулись.
    — С ускорителем?
    — С огоньком под мышкой...
    — На комете!
    — Будет ли киносъемка?
    — И мы поедем. Амет, а ты как?
    — Валяйте. Время к обеду: мне и с крыши хорошо видно, — философски ответил Амет-Хан.
    Те, кто решил ехать на старт, пошли на выход. В раздевалке Шиянов уже влезал в старый, потертый кожаный костюм. Он спокоен, даже «заторможен» как-то. Мне показалось, разве что пальцы чуть выдают.
    Шум летной комнаты перенесся на лестницу, там разделился: одни полезли на крышу, чтобы смотреть оттуда на «точечный» старт Шиянова с катапульты, других уже ждал автобус внизу.
    Летная комната на время притихла, затаилась, может быть тоже что-то переживая. Ведь она знает о нас все. И многое из того, что я расскажу дальше, слыхали ее стены.

<< Порог космической лестницы В черном тумане >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100