Ан-22 «Антей»
тяжелый военно-транспортный самолет

Транспортировка ЗРК     С 1967 г. Ан-22 находятся на вооружении 12-й Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии, полки которой размещены в Мигалово (Тверь) и в Иванове. В марте 1970 г. Ан-22 «дебютировали« в крупных войсковых учениях «Двина», проводимых на территории Белорусского военного округа. 4 Ан-22 и 280 Ан-12 в одном вылете десантировали воздушно-десантную дивизию в полном составе. В течении 22 минут было выброшено 8000 десантников и 152 ед. боевой техники.
    В этом же году была доставлена гуманитарная помощь народу Перу, пострадавшему от землетрясения. Было выполнено 17 рейсов, доставлено оборудование полевого госпиталя, звено вертолетов Ми-8 и другие грузы общим весом свыше 350 т.
    В марте 1971 г. 2 Миг-25Р и 2 МиГ-25РБ были доставлены на Ан-22 в Египет.
    В 1973 г. в ходе арабо-израильской войны из СССР на Ближний Восток частями ВТА (78 самолето-рейсов на Ан-22 и 725 - на Ан-12) перевезено 1700 чел. и 8157 т. грузов, боевой техники и вооружений.
    Самолеты 12-й дивизии широко использовались в боевых действиях. Они совершали регулярные рейсы в Афганистан, доставляя военные грузы, продовольствие и людей. На афганских аэродромах, зажатых горами и обложенных «душманами», караулящими в «зеленке» свои жертвы со «Стингерами» и «Стрелами», летчики из Мигалово освоили режим взлета и посадки «с градиентом», что потребовало от них ювелирного владения самолетом: после отрыва от земли «Антей», с необычной для этого гиганта резвостью, начинал выполнять крутую восходящую спираль с большим креном и тангажом, буквально ввинчиваясь в небо.Ан-22 Таким образом набор высоты проходил в границах прилегающей к аэродрому охраняемой зоны, что затрудняло противнику применение ПЗРК и зенитных пулеметов. Не менее рискованно выполнялась и посадка. Следует заметить, что афганский опыт в Мигалово не был забыт и после войны. Им вновь пришлось воспользоваться в 1995 г. в Чечне, где Ан-22 из Твери стал одним из первых самолетов, приземлившихся в Грозненском аэропорту после его освобождения от дудаевцев.
    Пришлось потрудиться «Антеям» 12-й втад и при ликвидации последствий землетрясения в Армении. Они стали первыми самолетами, прибывшими в республику после поразившей ее катастрофы. На борту двух Ан-22 находились станции переливания крови, при помощи которых удалось спасти жизни множеству пострадавших от стихии.
    Довелось мигаловским «Антеям» доставлять во Вьетнам закупленные ВВС этой страны истребители Су-27.
    К наиболее важным операциям, выполненным с помощью Ан-22, относятся также оказание помощи Анголе, подвергшихся агрессии со стороны ЮАР; доставка грузов после землетрясения в Чили; перевозка на внешней надфюзеляжной подвеске крупногабаритных элементов крыльев самолета «Руслан». Ан-22А
    Фактически сразу же после поступления на вооружение «Антеи» начали привлекаться и для народнохозяйственных перевозок, в частности, в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений в Тюмени и Самотлоре. Они обеспечивали круглогодичную (а не сезонную, как ранее практиковалось в Сибири) перевозку крупногабаритных агрегатов и механизмов, тяжелой транспортной техники и даже отдельных домов. Когда тюменским нефтяникам потребовалось доставить мощные газотурбинные электроагрегаты на Самотлорское месторождение, самолеты Ан-22 садились на снежную ВПП длиной около 1500 м. Из Ленинграда на мыс Шмидта «Антеем» был доставлен дизель массой 45 т для местной электростанции. Подобных примеров уникальной грузоподъемности на счету Ан-22 числится немало.

Взлет Ан-22ААн-22 в сумерках

Источники информации:

  1. Оперативно-стратегический самолет Ан-22 / Вестник авиации и космонавтики №3 2001 /
  2. Ан-22 «Антей» / Авиабаза =Kron= /
  3. Ан-22 / МУЗЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ в МОНИНО /