Антонов

Ан-225 «Мрия»
сверхтяжелый транспортный самолет

Митинг, посвященный окончанию сборки первого самолета Ан-225. 30 ноября 1988 г, Киев.     Самолет, как и ВМ-Т В.М.Мясищева, был создан в ОКБ им.Антонова в первую очередь для удовлетворения нужд советской космической программы в части транспортировки грузов и в частности - космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения. Грузы могут размещаться как в фюзеляже самолета, так и «на спине».
    Разработка самолета, началась в 1985 г. Для создания самолета потребовался рекордно короткий срок - 3,5 года. Это стало возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолета с узлами и агрегатами самолета Ан-124. 30 ноября 1988 г. на Киевском авиазаводе была окончена сборка опытного образца самолета, а 21 декабря Ан-225 совершил свой первый полет.
    22 марта 1989 г. Ан-225 в одном полете с максимальным взлетным весом свыше 500000 кг за 3.5 часа было установлено 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов данного класса. Вот некоторые из них:

Первое появление Ан-225 «Мрия» (CCCP-82060) на Западе. Июнь 1989 года, авиашоу в ЛеБурже, Париж. На самолете закреплен космический корабль «Буран», рядом вертолет Ми-17М     13 мая 1989 г. Ан-225 перевез ВКС «Буран» из г.Жуковский в Байконур. Месяц спустя эта комбинация самолета (б/н CCCP-82060) и космического челнока была продемонстрирована на Парижском авиасалоне. В сентябре 1990 г. Ан-225 «Мрия» показался на авиашоу в Фарнборо, Англия, а в 1991 вновь - в Ле-Бурже. В августе 1993 г на авиашоу МАКС-93 в Жуковском Ан-225 «Мрия» «выступал» уже с украинский флагом на хвостовом оперении и бортовым номером UR-82060.
    Кроме выполнения чисто транспортных операций, Ан-225 планировалось использовать в качестве первой ступени ряда космических комплексов для коммерческих запусков полезных грузов в космос. Это варианты авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь» (Украина), позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы МАКС, которая обеспечивает возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза, а в беспилотном одноразовом варианте - до 17 т груза.
    В годы независимости киевские конструкторы работали над двумя сходными проектами: англо-украинским Hotol (совместно с British Aerospace) и чисто украинским «Ориль». Эти разработки подразумевали использование самого грузоподъемного на Земле самолета Ан-225 «Мрия» и многомиллиардный (в долларах) бюджет. Как грустно констатировал заместитель генерального конструктора АНТК Анатолий Вовнянко, «по причине отсутствия финансирования все это осталось на стадии эскизного проекта».Модель британского космического корабля HoTOL (Horizontal Take-Off and Landing) с самолетом-носителем Ан-225 «Мрия». Champlin Fighter Museum, Аризона, декабрь 1994 г.
    Определенный интерес представляет и проект авиационно-морского поисково-спасательного комплекса (АМПСК) «Мрия-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета Ан-225 и экраноплана «Орленок», должен базироваться на гражданских или военных аэродромах. При получении сигнала об аварии на море самолет-носитель с размещенным на нем экранопланом вылетает в район аварии и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экраноплана с включенными двигателями. Развитое крыло экраноплана позволяет совершать планирующий спуск и посадку на воду. Экраноплан имеет специальные средства, позволяющие оказывать первую медицинскую помощь. В салонах экраноплана могут быть размещены до 70 человек.
    К середине 90-х гг., согласно информации «Новостей космонавтики», единственная летавшая «Мрия» была разукомплектована и к полетам непригодна. Двигатели с нее использовались на Ан-124 «Руслан». Второй экземпляр был законсервирован на стадии постройки.
    В 2000 году первый экземпляр Ан-225 решили модернизировать и вывести на рынок узкоспециализированных грузовых перевозок. Общий объем затрат на проведение реконструкции составил около 20 млн долл. Причем финансирование осуществляется исключительно за счет собственных средств компании «Мотор Січ» (Запорожье), которая изготовила 6 новых двигателей, и АHТК им.Антонова.Ан-225 «Мрия» на авиашоу МАКС-93 в Жуковском. 5 августа 1993 г. На хвостовом оперении украинский флаг, бортовой номер UR-82060.
    Были проведены работы по восстановлению этого уникального самолета и его сертификации в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации ICAO для коммерческой эксплуатации. Для этого Ан-225 «Мрия» был оснащен системами предупреждения столкновений в воздухе и на земле, новыми радиостанциями; кроме того, согласно требованиям III главы ICAO, на мотогондолах самолета установлены звукопоглощающие конструкции. С новым оборудованием Ан-225 мог летать по всему миру
    7 мая 2001 года на аэродроме Гостомель под Киевом после семилетнего перерыва реконструированный Ан-225 вновь взлетел в небо. Генеральный конструктор АНТК им.Антонова Петр Балабуев отметил, что в течение мая-июня 2001 г. Ан-225 завершит начатую ранее программу сертификационных испытаний, для чего осталось выполнить 10 полетов. Затем «Мрия» получила «сертификат типа» на право выполнения коммерческих перевозок. «Мрия» выполняла по нескольку рейсов в год, каждый из которых по-своему уникален.
второй Ан-225     Балабуев сообщал, что на Украине может появиться второй самолет Ан-225 - его готовность в виде отдельно разработанных агрегатов составляет 65%. В 2018 фирма Aerospace Industry Corporation of China предложила не только дособрать самолет за свой счет, но и выкупить его. СМИ утверждали, что бизнесмены из Китая хотели приобрести даже документацию и наладить мелкосерийный выпуск «Мрии». Однако вся шумиха в итоге закончилась ничем.
    Заинтересованность в возобновлении эксплуатации Ан-225 ранее высказывала и авиакомпания «Волга-Днепр», лидирующей на рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. По мнению генерального директора Алексея Исайкина, потребность в транспортных самолетах Ан-225 грузоподъемностью до 250 тонн оценивается в 2-3 машины.
Ан-225     Запуск спутников с «Мрии» оценивался в 7-10 раз дешевле, чем со стационарного космодрома. При этом «Мрия» не конкурировала бы с проектом авиакомпании «Полет», которая собиралась запускать спутники с «Руслана». Дело в том, что «Полет» намеревался запускать легкие спутники весом до 3,5 тонны, а с «Мрии» можно запускать уже аппараты средней тяжести (до 5,5 тонны). При этом грузоподъемность «Мрии» превышала таковую у новых разработок - A380-100F концерна Airbus и 747-8 корпорации Boeing (не более 150 тонн).
    27 февраля 2022 года в результате вооружённых столкновений российской и украинской армий на аэродроме Гостомель был уничтожен единственный летный экземпляр самолёта Ан-225 «Мрия».

Ан-225 «Мрия» на авиашоу в Фарнборо, Англия. Сентябрь 1990 г.Ан-225 "Мрия" и "Буран" на показе руководству страны (в ЛИИ им.М.Громова) перед перелетом на авиасалон Ле-Бурже, 1989Отработка транспортировки "Бурана" на самолете Ан-225 "Мрия" перед авиасалоном в Ле-Бурже, Франция, 1991 г. Ан-225Ан-225

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Ан-225 Мрия / Русская сила /
  3. Ан-225 Мрия / AVIA.RU /
  4. Antonov An-225 Mriya (Антонов Ан-225 Мрия) / Авиация от A до Z /
  5. Самолет-мечта Ан-225 («Мрия») встает на крыло / «Эксперт» № 26 от 10.07.2000 г. /
  6. Авиация. Энциклопедия. / Гл. ред. Свищев. «Больш. Сов. Энц.», М. 1994 /
  7. «Мрія» испытания прошла!
  8. Фотоархив / BURAN.RU /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100