ТАНТК им Бериева

Ил-76СК (976 СКИП)
самолетный командно-измерительный пункт

СКИП на МАКС 99     В середине 70-х гг. в связи с созданием ударных комплексов авиационного и морского базирования большой дальности возникла необходимость в многофункциональных мобильных командно-измерительных комплексах, обеспечивающих проведение летных испытаний авиационной техники на протяженных необорудованных трассах, включая обеспечение траекторных и телеметрических измерений, сбор, обработку и передачу в реальном времени информации, оперативное управление ходом летных испытаний, радиоуправление беспилотным ЛА, обеспечение безопасности трасс, в том числе ликвидацию изделий при нештатных ситуациях.
    Основой этих комплексов стали многофункциональные командно-измерительные пункты на базе самолетов Ил-76, созданные впервые в отечественной и мировой практике. Машины, получившие название СКИП-Ил-76, созданы ЛИИ совместно с ТАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ МЭИ, НПО "Ленинец", КБ МРТЗ, МКБ "Радуга" и др. на основе наработок ТАНТК им. Г.М.Бериева по А-50.
    В 1977 году было принято решение о строительстве двух самолетных командных измерительных пунктов (СКИП) на базе самолетов Ил-76 (сер.№ 0708) и Ил-76М (сер. № 1107). Международная политическая обстановка того времени требовала срочного проведения испытаний новой техники, поэтому уже в 1978 г. на ЛЛ Ил-18РТЛ в ЛИИ начались испытания аппаратуры и антенн для СКИП.
    Оборудование «семьдесят шестых» под названием «тема № 676» производилось на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П.Чкалова в рекордно короткие сроки.
    Самолет «676» (СССР-86721) и самолет «776» (СССР-86024) вместо хвостовой турели получили магнитометр, закрытый обтекателем в виде усеченного конуса; у первой машины обтекатель темно-серый с обрубленным концом, у второй - белый с полусферическим задним концом. По бокам киля имеется по одной Г-образной антенне, еще две - над пилотской кабиной, а снизу за носовой опорой шасси - две шлейфовые антенны. В 1977-83 гг. они выполнили более 600 полетов в обеспечение испытаний крылатых ракет. Это существенно снизило капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов. В частности, самолеты СКИП участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500. СКИП Ил-76
    В 1986-87 гг. ЛИИ в той же кооперации были созданы еще 5 СКИПов на базе Ил-76МД («самолет 976»). Самолеты имели аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера с СССР-76452 по СССР-76456.
    Эти самолеты позволяют обеспечивать автономное решение всех необходимых задач полигонных испытаний в любом географическом районе. при этом дальность сопровождения объектов составляет от 400 км для маловысотных объектов до 2...3 тыс.км для высоколетящих, а при групповом использовании СКИП - более 10000 км.
    Внешне они похожи на А-50 и оборудованы вращающимся модулем РФ-2 диаметром около 11 м и высотой 1,5 м, но отличаются наличием застекленной кабины штурмана. Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла - цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн.
    Впервые «самолет 976» был продемонстрирован на авиасалоне МАКС 99. Получивший новую полную окраску модернизированный самолет Ил-976 СКИП (регистрационный номер 76453, заводской номер 0063466995, серийный номер 50-09) для Государственной корпорации по атомной энергии Росатом. Жуковский, 20.12.2017 (с) Алексей Карпулёв
    Из пяти построенных «976» первые четыре в 1990-е годы и в начале 2000-х годов были выведены из эксплуатации и поставлены на хранение в Жуковском. Самолет CCCР(RA)-76456 был в 2001 году продан в Китай и к 2004 году конвертирован по заказу китайской стороны в летающую лабораторию в Ил-76ЛЛ для испытаний перспективных китайских авиационных двигателей. В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ 76456 в ЛИИ борт был передан заказчику - Китайскому летно-испытательному центру CFTE.
    Самолет 76454 был в 2007 году переделан в российскую летающую лабораторию Ил-76ЛЛ для испытаний двигателя SaM146 для самолета SSJ100.
    Борта 76452 и 76453 находились на хранении в Жуковском примерно с 1995 года. В годовом отчете ОАО "Ил" за 2016 год сообщалось, что "в целях реализации программ ФГУП «Росатом» начаты работы по ремонту и модернизации двух самолетов Ил-976 СКИП". Самолетами СКИП, "реанимированными" по данному проекту, с установкой нового оборудования стали борта 76452 и 76453. Они были подняты в воздух в августе 2017 года и в последние несколько месяцев активно летали на испытаниях. Судя по наличию на окрашенном борте 76453 эмблемы саровского РФЯЦ-ВНИИЭФ, занимающегося разработкой ядерных боевых блоков баллистических ракет, обновленные СКИПы предназначены для обеспечения испытаний именно таких блоков.
    Единственным эксплуатируемым самолетом СКИП в исходном облике к 2017 году остается борт 76455.

Описание
Разработчик ЛИИ им.М.М.Громова
Обозначение 976 СКИП (Ил-76СК)
Тип самолетный командно-измерительный пункт
Экипаж, чел  
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 46,6
Размах крыла, м 50,5
Площадь крыла, м2 300,00
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-30КП
Мощность двигателя, кгс 4х 12000

РЛС СКИП'а самолет Ил-976 СКИП (регистрационный номер 76455), Жуковский, Анатолий Бурцев (c)
март 2015

Источники информации:

  1. Летные исследования и испытания беспилотной авиационной техники / В.В.Цыплаков, А.А.Кондратов, Вестник авиации и космонавтики №2 2001 /
  2. Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота /
  3. МАКС 99. Фоторепортаж А.Степанова / Авиабаза =Kron= /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100