ОКБ Г.М.Бериева

А-40 «Альбатрос»
многоцелевой самолет-амфибия

    А-40 разработан прежде всего как противолодочный самолет, способный за непродолжительное время обследовать обширные водные пространства, обнаружить подводную лодку с помощью бортовых средств обнаружения и поразить ее имеющимся у него оружием.Взлет А-40 с аэродрома
    Разработка амфибии началась в АНТК им. Г.М. Бериева в 1983 г. Поскольку с хрущевских времен гидроавиация была не в почете, за подпись министра МАПа Козакова на постановлении по А-40 главному конструктору А.К.Константинову пришлось подписать навязываемый проект по авиационному комплексу, ничего общего с гидроавиацией не имеющего, а по своей сложности похлеще А-50...
    А-40 «Альбатрос» стал самым крупным из существующих в настоящее время самолетов-амфибий. Первая из двух опытных амфибий совершила первый полет в декабре 1986 г. (командир экипажа Е.А.Лахмостов). В ноябре 1987 г. состоялся первый взлет А-40 с воды. В процессе испытаний на «Альбатросе» установлено 126 мировых рекордов (позднее их число возросло до 140 !). В том числе по скороподъемности (на 3000 метров с грузом 10 тонн он взлетает за 3 минуты), по крейсерской скорости (с 10 тоннами 745 км/час), по высоте горизонтального полета (с тем же грузом - 13 тысяч метров). Эта уникальная машина, созданная совместными усилиями «бериевцев», специалистов ЦАГИ и других отраслевых научных центров страны, по своему аэродинамическому совершенству и летным характеристикам не уступает сухопутным самолетам аналогичной весовой категории. На А-40 реализована величина максимального аэродинамического качества порядка 17, что практически соответствует аналогичному показателю такого самолета, как Ту-154, и на 5-6 единиц больше, чем на предшествующих гидросамолетах. Благодаря этому, А-40 способен летать на дальность 5500 км со скоростью 700-800 км/ч. Одновременно на «Альбатросе» удалось достичь и чрезвычайно высоких гидродинамических характеристик. Мореходные качества самолета-амфибии обеспечили возможность его эксплуатации при ветровой волне высотой до 2 м и зыби до 1 м.Взлет А-40 с акватории
    Самолет А-40 принят на вооружение в 1990 г. Он должен был заменить самолеты ПЛО Бе-12 и Ил-38 в решении задач противолодочной обороны в средней и дальней зонах. Но в 1991 г., в самый разгар успешно проходящих летных испытаний, было принято решение о демонстрации А-40 на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В результате с самолета пришлось снять специальное оборудование, темп испытаний был нарушен. А вскоре в нашей стране произошли известные политические события, повлекшие за собой резкое сокращение расходов на оборону. В результате средств для завершения программы испытаний А-40 и развертывания его серийного производства не нашлось.
    В начале 1992 г. вооруженные силы России заказали первые 20 противолодочных самолетов А-40. Даже велись переговоры (1993 г.) о поставке 25 самолетов королевским ВМС Великобритании! Но позднее ВМФ России сделали выбор в пользу противолодочного варианта Ту-204.модель А-40М
    На международных авиавыставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии «Альбатрос» получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов. Принял он участие и в очередном «Гидроавиасалоне-2000» в г.Геленджике. Здесь была впервые продемонстрирована модель новой противолодочной модификации «Альбатроса» - А-40М. В отличие от своего предшественника новый самолет оснащен двумя винтовентиляторными двигателями Д-27 (2х14000 л.с.), установленными на надкрыльевых пилонах. Запорожским объединением «Мотор Сич» на авиасалоне была представлена программа адаптации Д-27 применительно к использованию на гидросамолете. Применение более мощных и экономичных двигателей позволит улучшить характеристики «Альбатроса» (в первую очередь - характеристики дальности).
    Судя по конфигурации радиопрозрачных обтекателей и антенн, А-40М должен нести новое, более совершенное радиоэлектронное оборудование.
    В сентябре 2002 г. «Альбатрос» занял свое место на стоянке выставки «Гидроавиасалона-2002».
    Прорабатывались проекты пассажирского (Бе-40П - 105 пассажиров) и грузопассажирского (Бе-40ПТ - 37-70 пасс.) вариантов А-40.
    На базе А-40 разработан его поисково-спасательный вариант А-42 (Бе-42) с двумя шестиместными спасательными моторными лодками ЛПС-6 и пассажирский самолет-амфибия Бе-200, рассчитанный на перевозку 68 пассажиров.

А-40 в полете В отличие от Бе-12 у А-40 трехстоечное шасси В пожарном варианте А-40 может набирать до 30 т воды во время глиссирования
А-40 на ВПП

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» / НИИЭАП /
  3. Энциклопедия современных вооружений. Версия 2.0 / «Акелла» /
  4. ТАНТК им.Бериева
  5. А-40 «АЛЬБАТРОС» / Уголок неба /
  6. Авиация и космонавтика № 10.2000
  7. Путь к «Альбатросу» / В.М. Мартыненко, Таганрог, 2000 г. /
  8. Гордость России. Фотоколлекция / ЛАНА-Пресс, 1997, CD-ROM /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100