ТАНТК им Бериева

А-50
самолет ДРЛО и управления

история создания

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением. Он создан на базе ВТС Ил-76МД. В отличие от Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк.А-50 По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа смонтированы каплеобразные обтекатели аппаратуры радиоэлектронной борьбы. За кабиной экипажа на верхней поверхности фюзеляжа размещены антенны спутниковой навигации и связи. На месте хвостовой пушечной установки Ил-76 установлен небольшой радиопрозрачный обтекатель системы РЭП. Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой. Большая часть пространства фюзеляжа занята аппаратурой мощного радиотехнического комплекса «Шмель».
    Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен округлый в плане обтекатель вращающейся антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 (10,5) м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. Большие воздухозаборники в основании киля и обтекателях основного шасси обеспечивают подвод воздуха к ВСУ и системе охлаждения электронного оборудования. За обтекателями шасси установлены большие по размерам поверхности горизонтального оперения, которые, по-видимому, потребовались для компенсации моментов, создаваемых поворотным обтекателем РЛС.А-50
    Летный экипаж самолета - пять человек, тактический экипаж - 10 человек. Остекление кабины имеет проводящее напыление для защиты экипажа от СВЧ излучения. Из-за шума аппаpатуpы опеpатоpы наведения pаботают в специальных наушниках с глицеpином. Туалет не предусмотрен.
    Особенностью системы управления самолета является возможность перехода с бустерного управления на ручное, что позволяет сохранять управление в случае отказа всех двигателей.
    Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП (4х12300 кгс) Пемского HПП «Авиадвигатель».
Топливо на А-50 размещается в крыльевых баках. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.Обслуживание антенны РЛС А-50
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения «Шмель», разработанного в HПО «Вега-М», входят трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации; аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура командной линии радиоуправления; аппаратура ЗАС; система связи; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического комплекса - 20 т.
    Высокогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по траекториям движения воздушные цели (вкл. малоразмерные, например КР) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа), а также надводные корабли. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель», летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.
    Усовершенствованная РЛС А-50У обладает, кроме этого, скрытным пассивным режимом определения и сопровождения средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) противника.А-50 на ВПП
    Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты нa дальности до 1000 км.
    Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.
    Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ «Аргон») с архитектурой ЕС ЭВМ. ЭВМ выполнена на гибридных микросхемах.
    БЦВМ выдает - обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом (панорамном) видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Имеется аппаратура документирования данных. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется как по фиксированным автоматизированным каналам наведения, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. Hа КП АСУ видов ВС информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передащие центры. Кроме того, А-50 может передавать информацию на всплывшие подводные лодки.Схема окраски А-50-2
    Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ (МВ и ДМВ) диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 (350) км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь. В память бортовой ЭВМ комплекса «Шмель» введены данные о спутниках, которые можно использовать для передачи информации.
    Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы. В нижней части носового отсека фюзеляжа А-50 установлена дополнительная метео-РЛС. Считается, что в состав этого комплекса входит система «Буран-Д».
    Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия - имеет системы выброса дипольных отражателей, а по бокам хвостовой части фюзеляжа установлены навесные батареи тепловых ловушек ЛТЦ (ложные тепловые цели).
    БРЭО самолета обеспечивает вьполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.

Описание
Разработчик ТАНТК им. Г.М.Бериева
Обозначение А-50 А-50М А-50Э
Кодовое обозначение NATO Mainstay
Тип самолет ДРЛО и управления
Первый полет декабрь 1978 г -
Принят на вооружение 1985 г. 199.
Экипаж, чел летный 5
тактический 10
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета (без штанги ТЗ), м 46,59
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла, м2 300,00
Стреловидность крыла по 1/4 хорд 25°
Высота, м 14,76
Масса максимальная, кг взлетная 190 000
посадочная 151000
Запас топлива, кг 64 820
Целевое оборудование
Радиотехнический комплекс Шмель Шмель-М Шмель-2
Число одновременно наводимых истребителей 10-12 12 (30)
Количество одновременно сопровождаемых целей 50-60 150 300
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-30КП
Мощность двигателя, кгс (кH) 4х 12300 (117,7)
Летные данные
Скорость полета, км/ч патрулирования 600
крейсерская 750
максимальная 810
Рабочая высота патрулирования, м 5000-10000
Практический потолок, м 10200
Дальность полета, км максимальная 7500
практическая 5000
Продолжительность полета без дозаправки, ч. максимальная 7 (7,7)
патрулирования на удалении 1000 км 4
патрулирования на дальности 2000 км 1,4
Максимальная эксплуатационная перегрузка 2

Схема А-50

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
  3. Российские самолёты ДРЛО / Джон Фрикер. «Aviation Week» /
  4. ТАНТК им.Бериева
  5. А-50 / Уголок неба /
  6. Москва и Пекин наращивают стратегические связи / И.Коротченко, НВО # 03(225) /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100