
А-50
самолет ДРЛО и управления
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет А-50
выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным
крылом и Т-образным стреловидным оперением. Он создан на базе ВТС Ил-76МД. В отличие от Ил-76МД упразднено транспортно-десантное
оборудование и кормовой грузовой люк.
По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа смонтированы каплеобразные обтекатели
аппаратуры радиоэлектронной борьбы. За кабиной экипажа на верхней поверхности фюзеляжа размещены антенны спутниковой навигации
и связи. На месте хвостовой пушечной установки Ил-76 установлен небольшой
радиопрозрачный обтекатель системы РЭП. Перед центропланом расположен обтекатель
системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС,
отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой. Большая часть пространства
фюзеляжа занята аппаратурой мощного радиотехнического комплекса «Шмель».
Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен округлый в плане обтекатель вращающейся антенны
бортовой РЛС диаметром 10,2 (10,5) м и высотой 2,0 м. Опора снабжена
антиобледенительной системой. Большие воздухозаборники в основании киля и
обтекателях основного шасси обеспечивают подвод воздуха к ВСУ и системе охлаждения
электронного оборудования. За обтекателями шасси установлены большие по размерам
поверхности горизонтального оперения, которые, по-видимому, потребовались для
компенсации моментов, создаваемых поворотным обтекателем РЛС.
Летный экипаж самолета - пять человек, тактический экипаж - 10 человек. Остекление
кабины имеет проводящее напыление для защиты экипажа от СВЧ излучения. Из-за шума аппаpатуpы опеpатоpы наведения pаботают в
специальных наушниках с глицеpином. Туалет не предусмотрен.
Особенностью системы управления самолета является возможность перехода с
бустерного управления на ручное, что позволяет сохранять управление в случае отказа всех двигателей.
Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП (4х12300 кгс) Пемского HПП «Авиадвигатель».
Топливо на А-50 размещается в крыльевых баках. Имеется штанга топливоприемника
системы дозаправки в воздухе.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения «Шмель», разработанного в HПО «Вега-М», входят трехкоординатная
радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации; аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного запроса-ответа и передачи команд
или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для
решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура командной линии радиоуправления; аппаратура ЗАС; система
связи; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического комплекса - 20 т.
Высокогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по
траекториям движения воздушные цели (вкл. малоразмерные, например КР) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей
поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа), а также надводные корабли. Радиолокационная станция, работающая в
сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель»,
летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км.
Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на
усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.
Усовершенствованная РЛС А-50У обладает, кроме этого, скрытным пассивным
режимом определения и сопровождения средств радиоэлектронного противодействия
(РЭП) противника.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических
ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты,
способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты нa дальности до 1000 км.
Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.
Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ «Аргон») с
архитектурой ЕС ЭВМ. ЭВМ выполнена на гибридных микросхемах.
БЦВМ выдает - обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и
плановом (панорамном) видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях -
номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Имеется аппаратура документирования данных.
Взаимодействие с перехватчиками осуществляется как по фиксированным автоматизированным каналам наведения, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в
эфир голосом. Hа КП АСУ видов ВС информация о траектории движения целей
передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передащие центры.
Кроме того, А-50 может передавать информацию на всплывшие подводные лодки.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ (МВ и ДМВ) диапазона
и по широкополосной радиолинии - 400 (350) км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь. В память бортовой ЭВМ комплекса «Шмель»
введены данные о спутниках, которые можно использовать для передачи информации.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения
задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток,
а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы. В нижней части носового отсека фюзеляжа
А-50 установлена дополнительная метео-РЛС. Считается, что в состав этого комплекса входит система «Буран-Д».
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере,
включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия - имеет системы выброса дипольных отражателей, а по
бокам хвостовой части фюзеляжа установлены навесные батареи тепловых ловушек ЛТЦ (ложные тепловые цели).
БРЭО самолета обеспечивает вьполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Описание | ||||
---|---|---|---|---|
Разработчик | ТАНТК им. Г.М.Бериева | |||
Обозначение | А-50 | А-50М | А-50Э | |
Кодовое обозначение NATO | Mainstay | |||
Тип | самолет ДРЛО и управления | |||
Первый полет | декабрь 1978 г | - | ||
Принят на вооружение | 1985 г. | 199. | ||
Экипаж, чел | летный | 5 | ||
тактический | 10 | |||
Геометрические и массовые характеристики | ||||
Длина самолета (без штанги ТЗ), м | 46,59 | |||
Размах крыла, м | 50,50 | |||
Площадь крыла, м2 | 300,00 | |||
Стреловидность крыла по 1/4 хорд | 25° | |||
Высота, м | 14,76 | |||
Масса максимальная, кг | взлетная | 190 000 | ||
посадочная | 151000 | |||
Запас топлива, кг | 64 820 | |||
Целевое оборудование | ||||
Радиотехнический комплекс | Шмель | Шмель-М | Шмель-2 | |
Число одновременно наводимых истребителей | 10-12 | 12 (30) | ||
Количество одновременно сопровождаемых целей | 50-60 | 150 | 300 | |
Силовая установка | ||||
Число двигателей | 4 | |||
Тип двигателя | ТРДД Д-30КП | |||
Мощность двигателя, кгс (кH) | 4х 12300 (117,7) | |||
Летные данные | ||||
Скорость полета, км/ч | патрулирования | 600 | ||
крейсерская | 750 | |||
максимальная | 810 | |||
Рабочая высота патрулирования, м | 5000-10000 | |||
Практический потолок, м | 10200 | |||
Дальность полета, км | максимальная | 7500 | ||
практическая | 5000 | |||
Продолжительность полета без дозаправки, ч. | максимальная | 7 (7,7) | ||
патрулирования на удалении 1000 км | 4 | |||
патрулирования на дальности 2000 км | 1,4 | |||
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 2 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
- Российские самолёты ДРЛО / Джон Фрикер. «Aviation Week» /
- ТАНТК им.Бериева
- А-50 / Уголок неба /
- Москва и Пекин наращивают стратегические связи / И.Коротченко, НВО # 03(225) /