ОКБ-49
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
 

А-60
летающая лаборатория для испытания лазерного оружия

    В 1977 г. Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.А-60
    Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.
    В начале 80-х в США по программе СОИ велась разработка лазерного оружия. Испытания его проводились с помощью летающей лаборатории Boeing NKC-135ALL.1А2 - Ил-76МД СССР-86879
    С 1977 г. в ОКБ им. Г.М.Бериева начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. На самолете размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» которые возглавлял доктор технических наук, академик Б.В.Бункин.
    В Таганроге, заместителем главного конструктора по самолету стал В.Д.Заремба, ведущим конструктором - Ю.А.Бондарев.Летающая лаборатория 1А2 на заводском аэродроме
    Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки, сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Створки грузового люка были сняты, а сам люк зашит. Пришлось доработать двери и упразднить передние аварийные выходы.
    Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.
Экипаж летающей лаборатории «1А2» у самолета    Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. Активные работы по летным испытаниям лазерной установки воздушного базирования начались в 1983 году, после того как были завершены стендовые испытания. В 1984 году А-60 успешно поразил лазером воздушную мишень. Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17.
    В 1989 году самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (ГК НИИ ВВС, Подмосковье). Сообщалось, что пожар возник при попытке технического состава слить для «внутреннего употребления» спирт из системы охлаждения, находившейся под током.
    29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» (с тем же б/н RA-86879).Летающая лаборатория 1А2 на заводском аэродроме На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».
    В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены, но через 10 лет они продолжились по ОКР «Сокол-Эшелон». Главным конструктором – заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А.Степанов.
    По имеющимся сведениям, на А-60 используется тот же лазер РД-0600, который предполагалось применять и на боевой станции «Скиф» и который к 2011 году прошел полный цикл испытаний. Его масса – 760 кг. А для его накачки используются два турбореактивных двигателя АИ-24 массой 600 кг каждый. Мощность – 100 кВт. Работы в этом направлении засекречены, однако сообщалось, что 28 августа 2009 года лазер А-60 поразил спутник на высоте 1500 км. В качестве мишени использовался геофизический японский спутник Ajisal, на котором расположены отражающие элементы, позволяющие легко определять его местоположение в космосе. От этих элементов и был получен отраженный сигнал. Ajisal не имел оптики на борту и от выстрела А-60 не пострадал. А вот разведывательный спутник при таком воздействии был бы выведен из строя.
    Лазеры на А-60 использовались в экспериментах по ослеплению и временному выведению из строя оптических систем спутников на всех типах орбит. Работы по этому проекту были приостановлены в 2011 году из-за нехватки финансирования. Оборудование с А-60 было частично демонтировано. В 2012 году финансирование возобновлено.
    Ориентировочно работы по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии стабильного финансирования. Параллельно совместно с «Алмаз-Антеем» будет вестись монтаж новых блоков более мощной лазерной установки.
    Лазер 1ЛК222 является основой всей системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое наименование «Сокол-Эшелон» и разработана концерном «Алмаз-Антей» и КБ «Химпромавтоматика». Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи — комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте, утверждают на предприятиях.

Летающая лаборатория 1А2. Фото ТАНТК им.Г.М.Бериева 2004 г.Летающая лаборатория 1А2 на заводском аэродроме. 2011 г.

Описание
Разработчик ТАНТК им. Г.М.Бериева
Обозначение А-60 (1А)
Тип летающая лаборатория для испытания лазерного оружия
Первый полет 19 августа 1981 г.
Экипаж, чел  
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 46,6 (?)
Размах крыла, м 50,5
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-30КП
Мощность двигателя, кгс 4х 12000

схема летающей лаборатории "1А"

Источники информации:

  1. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева (1968-2002) / Г.С.Панатов, А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, М. "РА Интервестник" 2002 /
  2. «Ил-76 - история самолета» / Д.Комиссаров /
  3. Оперативно-тактический ВТС Ил-76 / В.Ильин. «Вестник Авиации и космонавтики» 5'2000 /
  4. А-60 / Клуб моделистов и Коллекционеров /
  5. Лазерное оружие: мифы и реальность (часть 2)