ТАНТК им Бериева

ОКБ Г.М.Бериева

бригада №5 ЦКБ-39 (с 15 февраля 1933)
ЦКБ морского самолетостроения (с 1 октября 1934)
ОКБ-49
Таганрогский АНТК им.Г.М.Бериева

347923 Россия, г.Таганрог Ростовской области, пл. Авиаторов, 1

Г.М.Бериев     БЕРИЕВ Георгий Михайлович (Бериашвили) (13.02.1902 - 12.06.1979) – советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. После окончания Политехнического института (Ленинград) в 1930 начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5.
    1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев.
    Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 - МП-1. Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярах. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
    В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.
    Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость - 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) «Чайка» с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.
    С началом «ракетизации всей страны» в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету СС, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности. Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие - Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты.
    ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.Константинов А.К.

    КОНСТАНТИНОВ Алексей Кириллович (7.11.1919) - главный конструктор ОКБ-49. Возглавил ОКБ после ухода в 1968 г. Бериева на пенсию (по состоянию здоровья).
    Под его руководством разрабатывался экспериментальный самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Р.А.Бартини, а затем и экраноплан 14М1П. Проводились работы по созданию нескольких модификаций самолета Ту-142 (ретранслятор Ту-142МР).
    В 1986 взлетел самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. На А-40 «Альбатрос» установлено 140 мировых рекордов! На международных авиавыставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии он получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов.
    В начале 80-х на Таганрогском АНТК им.Г.М.Бериева на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан самолет ДРЛО и управления А-50. Также на базе Ил-76МД была созданы «постановщик помех» Ил-76ПП, самолетный командно-измерительный пункт 976 СКИП и летающая лазерная лаборатория А-60). В этот период ведутся и работы по созданию киля и обтекателя двигателей космического самолета «Буран», оказывается помощь ПНР при создании реактивного сельскохозяйственного самолета М-15, начались работы по созданию поисково-спасательного А-42 (Бе-42).

    ПАНАТОВ Геннадий Cергеевич ( род. 20.03.1940 ) - авиаконструктор, академик.
    Родился в станице Усть-Лабинской Краснодарского края. В 1963 году окончил Куйбышевский авиационный институт (сейчас Самарский аэрокосмический университет) по специальности - аэродинамик и был направлен в г.Таганрог в КБ Г.М.Бериева. Начал работать с должности инженера-конструктора.
    В 1980 г. был назначен ведущим конструктором, а затем заместителем главного конструктора по самолету-амфибии А-40 Альбатрос.
    В 1990 г. был назначен главным конструктором и ответственным руководителем, в 1992 г. генеральным конструктором и начальником ТАНТК им. Г.М.Бериева. С 1994 г. является генеральным директором и генеральным конструктором ОА ТАНТК им. Г.М.Бериева.
    В 1993 г. Г.С.Панатову присвоена ученая степень доктора технических наук. В этом же году он был избран академическим советником Международной инженерной академии и академиком Академии транспорта РФ. С 1994 г. почетный доктор Самарского аэрокосмического Госуниверситета. С 1995г. старший член американского института аэронавтики и астронавтики.
    За время своей работы на предприятии Г.С.Панатов участвовал в исследованиях в области гидроаэродинамики, динамики полета, математического и физического моделирования по тематикам пассажирского самолета Бе-30, самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14, самолетов МР и А-50, а так же обеспечивал решение технических проблем, организацию строительства, испытаний и доводки самолета-амфибии А-40.
    Руководил программами создания конверсионных самолетов-амфибий - противопожарного Бе-12П, грузопассажирского Бе-12НХ, самолета местных линий Бе-32К, многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, легкого самолета-амфибии Бе-103 и других.
    Из перспективных проектов ТАНТК можно отметить создание сверхтяжелых (до 5000 т) гидросамолетов и экранопланов, таких как Бе-2500.
    Г.С. Панатов является заведующим кафедрой ЛА ТРТУ и филиала кафедры П 101 МАИ. Имеет свыше 58 научных трудов и изобретений.
    Таганрогский АНТК им.Г.М.Бериева входит в АВПК «Сухой».

Литература:

  1. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1934-1945
  2. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1945-1968
  3. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1968-2002
  4. ТАНТК им. Г.М.Бериева - 65 лет / Авиапанорама №4 1999 /

Самолеты ОКБ им.Г.М.Бериева