Ил-96Т
транспортный самолет
Самолет предназначен для перевозки грузов большой массы (до 92 т) на дальние расстояния.
Во второй половине 1980-х годов в ОКБ С.В.Ильюшина
начались проработки нового варианта самолета Ил-96-300, рассчитанного на
перевозку большего числа пассажиров на маршрутах протяженностью 11000-13000 км. В
конце 1989 г. между ОКБ и американскими фирмами «Пратт-Уитни» и «Рокуэлл-Коллинз»
состоялись переговоры о возможности использования на самолете двигателей и авионики этих фирм. В июне 1991 г. на
авиационно-космической выставке в Париже было подписано соглашение о сотрудничестве.
Постройка первого опытного самолета Ил-96МО была завершена в марте 1993 на заводе ОКБ в
Москве, первый полет выполнен 6 апреля 1993, а сертификация самолета по российским
нормам и нормам FAA завершена к концу 1997 г.
На основе пассажирского варианта разработан грузовой самолет Ил-96Т,
опытный экземпляр которого был построен в апреле 1997 на авиационном заводе в
Воронеже. В первый полет этот самолет 16 мая 1997 поднял экипаж С.Г.Близнюка.
Серийный выпуск Ил-96Т осуществляет Воронежское самолетостроительное объединение (ВАСО).
В марте 1998 года на самолет был получен российский сертификат. 7 июля в
Авиационном комплексе (АК) им.С.В.Ильюшина состоялась официальная церемония
вручения американского сертификата летной годности на самолет Ил-96Т.
Впервые в истории РФ сертификат Федеральной авиационной администрации (ФАА)
США выдается на самолет транспортной категории, ранее сертифицированный
Межгосударственным авиационным комитетом СНГ (МАК). С получением этого документа
российская система сертификации авиатехники приобретает международное признание.
Самолет Ил-96Т станет самым большим транспортным самолетом неамериканского
производства, получившим сертификат летной годности США.
За эти годы было проведено свыше 600 полетов с общим налетом 1300 часов.
Российские специалисты провели свыше 80 встреч с американскими коллегами.
Сертификационная документация, составленная на русском и английском языках, насчитывает свыше 320 томов.
Первые самолеты Ил-96Т должны были поступать в авиакомпанию «Аэрофлот - Российские
международные авиалинии» для обновления ее самолетного парка. Компанией заказано
10 самолетов. Поставка первого Ил-96Т планировалась на вторую половину 1997
года, на 1998 - следующие два самолета.
Стоимость самолета оценивается в 75 млн. долл.
В 1999 г. Ил-96Т участвовал в авиасалоне МАКС, в 2000 - «Аэроспэйс Эйша 2000» (Сингапур).
В марте 2000 планировалось начать оценочную эксплуатацию опытного Ил-96Т.
Программа не получила развития. Транспортный вариант самолета с отечественным оборудованием, включая четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 с тягой по 17,4 т каждый,
получил наименование Ил-96-400Т.
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Ил-96Т / НИИ экономики авиапромышленности /
- Ил-96Т / ВАСО /