Ил-96Т
транспортный самолет
Конструкция. Самолет относится к категории широкофюзеляжных, его фюзеляж круглого
поперечного сечения имеет диаметр 6,08 м и по горизонтали разделен на две палубы,
почти целиком используемые в качестве грузовых кабин. Уникальный объем
грузовых кабин - 776 м3, грузовой люк размером 4,85х2,87 м и два грузовых люка 2,69х1,84
м на нижней палубе в сочетании с современной легкосъемной напольной
механизацией обеспечивают высокоэффективную и быструю погрузку
контейнеров и поддонов. При разработке фюзеляжа в целом учитывались требования
повышения его надежности и обеспечения безопасности при повреждении,
уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения
массы, улучшения качества наружной поверхности и технологичности
конструкций при изготовлении в производстве.
Кроме кабины пилотов, на самолете имеется также трехместный отсек для
сопровождающих груз пассажиров. Этот отсек отделен от грузовой кабины
верхней палубы барьерной сетью и противодымной шторой.
На самолете используется крыло большого удлинения с суперкритическими
профилями и с вертикальными законцовками, повышающими его аэродинамическое качество. Крыло
оснащено эффективной взлетно-посадочной механизацией.
Конструкция силового кессона крыла разработана с использованием монолитно-сборных
панелей с высоким уровнем расчетных напряжений при обеспечении требуемой
прочности, ресурса и живучести. Для сокращения числа продольных и
поперечных стыков, являющихся основным источником усталостных трещин, в
конструкции планера широко используются длинномерные и широкие
полуфабрикаты. Одной из особенностей крыла является большой объем применения
сотовых конструкций. Из них изготавливаются носовая и хвостовая
части крыла, створки отсеков шасси, различные элементы механизма крыла:
воздушные тормоза, интерцепторы, элероны, часть закрылков.
Силовая установка самолета состоит из четырех двигателей американской фирмы «Пратт-Уитни»
PW2337 с максимальной тягой 17030 кгс каждый.
Двигатели размещены на пилонах под крылом самолета. Топливная система
самолета выполнена раздельной для каждого из четырех двигателей. Каждый
двигатель питается топливом из расходного отсека своего бака.
Расходные отсеки на протяжении всего полета заполнены топливом, что
обеспечивает надежную подачу топлива в двигатели на всех режимах полета.
Выработка топлива из консольных баков производится с задержкой для разгрузки
крыла и увеличения критической скорости флаттера.
Оборудование. Самолет оснащен новейшими системами автоматического управления и навигации
американской фирмы «Рокуэлл-Коллинз», которые обеспечивают практически
полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеорологических условиях
над любыми районами земного шара, а также выполнение полностью
автоматической посадки по минимуму категории IIIВ ИКАО. Применение высокоавтоматизированных систем и
наличие в экипаже всего двух человек определило особенности компоновки
пилотской кабины, расположенной на верхней палубе в передней части
фюзеляжа. Главной задачей при ее разработке было снизить утомляемость
пилотов при длительной работе, повысить надежность, безопасность и регулярность полетов.
Цифровой электронный комплекс включает в себя цифровой автопилот,
встроенную ИНС с лазерными гироскопами, встроенную систему оптимизации режимов
полета фирмы Смит Индастриз, электронную систему индикации с шестью
индикаторами на ЭЛТ (размер экрана 20,3х20,3 см), систему предупреждения об опасной
близости земли, РЛС обнаружения сдвига ветра, приемники спутниковых
навигационных систем GPS и Глонасс, спутниковую систему связи SAT-900, систему
предупреждения столкновений в полете TCAS.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | АООТ "ОКБ им.С.В.Ильюшина | |
Обозначение | Ил-96Т | |
Первый полет | 16 мая 1997 | |
Тип | дальний транспортный самолет | |
Экипаж | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 63,94 | |
Размах крыла, м | без концевых поверхностей | 57,66 |
с концевыми поверхностями | 60,1 | |
Высота самолета, м | 15,72 | |
Площадь крыла, м2 | 391,6 | |
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд, градусов | 30 | |
Диаметр фюзеляжа, м | 6,08 | |
Длина грузовой кабины, м | 49,13 | |
Объем грузовой кабины, м3 | 776 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 270000 | |
Вес пустого снаряженного, кг | 132400 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 92000 | |
Вес топлива во внутренних баках, кг (л) | (150400) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ТРДД PW2337 | |
Тяга двигателя, кгс. (Н) | 4х 17030 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 850-870 | |
Максимальная скорость, км/ч (М=) | (0,86) | |
Практическая дальность полета с нагрузкой, км | 92 т | 5200 |
58 т | 9700 | |
Эксплуатационный потолок, м | 12100 | |
Потребная взлетная дистанция, м | 3350 | |
Потребная посадочная дистанция, м | 2250 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Ил-96Т / НИИ экономики авиапромышленности /
- Ил-96Т / ВАСО /