Ракета Г-300 (изделия 210 и 211)
ракета большой дальности класса «воздух-воздух»
Система авиационного управляемого вооружения Г-300 разрабатывалась как дополнение к наземной зенитной системе "Беркут".
Работы по этому первому отечественному зенитному ракетному комплексу, позднее получившему наименование С-25, были развернуты по Постановлению от 9 августа 1950 г. № 3389-1426, осуществлялись под неустанным вниманием со стороны высшего государственного руководства и велись кооперацией организаций во главе с КБ-1, в руководстве которого одну из главных должностей занимал Сергей Лаврентьевич Берия - сын одного из ближайших сподвижников Сталина. Эти обстоятельства, с одной стороны, способствовали быстрому развертыванию работ с привлечением всех необходимых смежников, но с другой - послужили одной из причин столь же решительного свертывания разработки авиационного комплекса после достижения решающих успехов в создании "Беркута" и ареста Л.П. Берия.
Первоначально зенитная ракета должна была разрабатываться в пределах ограничения по стартовой массе - 1 т. Уже на стадии технического предложения определилась невыполнимость этого требования, масса ракеты превысила 3 т. Тем не менее результаты проработок по легкой зенитной ракете использовали при создании комплекса с ракетами "воздух-воздух", развернутых по Распоряжению Совета Министров № 21088РС от 3 ноября 1951 г.
Летающая лаборатория Ту-2 для отработки системы наведения ракеты Г-300 |
Система Г-300 предусматривала объединение функций самолета дальнего радиолокационного дозора - своего рода АВАКС - и истребителя-перехватчика в одном летательном аппарате. Самолет был оснащен 4 радиолокационными станциями системы "Тайфун" Д-500 с дальностью 80-100 км, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Главным конструктором РЛС стал возглавлявший НИИ-17 В.В.Тихомиров.
Множество обтекателей отнюдь не облагораживали аэродинамику машины. Патриарх отечественного самолетостроения А.Н.Туполев именовал столь обезображенную "сверхкрепость" "абракадаброй с бородавками". Впрочем, учитывая известную склонность Андрея Николаевича к ненормативной лексике и несколько двусмысленные обводы передней части фюзеляжа Ту-4, можно предположить, что определение Туполева приведено А.П.Реутовым в "варианте для дам".
Помимо радиолокационных средств, самолет должен был нести 4 ракеты с дальностью 40...50 км. Для них изготовили балочные держатели с параллелограммными механизмами. Поскольку головным разработчиком системы Г-300 стали не самолетчики, а электронщики КБ-1 , они хорошо представляли, во что может вылиться полуактивная радиолокационная ГСН, так как подобное устройство стояло на их первенце - "Комете". Поэтому они пошли по более простому пути, использовав систему наведения по лучу.
Применение Ту-4 заодно упрощало и чисто конструкторскую задачу создания ракет "воздух-воздух" - к ним не предъявлялись жесткие массово-габаритные ограничения, свойственные вооружению истребителей. Главный конструктор ЗУР В-300 ("изделий 205") для системы "Беркут", С.А.Лавочкин, спроектировал предназначенное для Ту-4 "изделие 210" как уменьшенную копию своей зенитной ракеты, использовав проработки по ее более раннему, легкому варианту. Диаметр уменьшили с 650 до 530 мм, длину - с 11,3 до 8,3 м, сохранив при этом все основные особенности В-300 - жидкостную двигательную установку с вытеснительной системой подачи топливных компонентов (азотной кислоты и триэтиламинкислидина), аэродинамическую компоновку по схеме "утка" с размещением элеронов только в одной плоскости.
Для первого варианта ракеты "воздух-воздух" была принята комплектация с двумя твердотопливными стартовыми ускорителями, установленными по "пакетной" схеме посередине длины ракеты в горизонтальной плоскости. Это упростило старт при отработке ракеты с наземных пусковых установок. На последующих стадиях работ от стартовых двигателей отказались. В дальнейшем ракета была доработана, получив наименование "изделие 211".
С мая по июнь 1952 года на Г-310 выполнили 10 полетов, в т.ч. с макетами ракет Г-300.
С началом разработки по Постановлению Правительства от 20 ноября 1953 г. № 2837-1200 комплекса К-15 на базе сверхзвукового самолета "250" и ракет "воздух - воздух" "275" было принято решение продолжить дальнейшую отработку изделий "211", но только в объемах, необходимых для обеспечения создания нового комплекса. Однако подобные попытки "скрестить ужа и ежа" не сулили практически никакой пользы. По приказу Минавиапрома от 16 августа 1954 г. все работы по ракетам "211" прекратили.
Сейчас трудно однозначно оценить оправданность этого решения. С одной стороны, в результате опытно-конструкторские работы по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения в нашей стране прервались до конца десятилетия и были возобновлены почти с чистого листа на Ту-126. И только спустя еще много лет заложенная в систему Г-300 идея сочетания истребителя и самолета типа "АВАКС" "в одном флаконе" была наконец реализована в комплексе на базе самолета МиГ-31 с РЛС "Заслон" и ракет К-33. С другой стороны, авиация ПВО избавилась от перспективы сложной и опасной эксплуатации ракет с жидкостными ракетными двигателями.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ-301 С.А.Лавочкина | |
Обозначение | Г-300 «211» | |
Тип | ракета большой дальности класса «воздух-воздух» | |
Первый пуск | - | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина ракеты, м | 8,34 | |
Диаметр ракеты, м | 0,53 | |
Размах крыла, м | 2,29 | |
Масса ракеты, кг | ок. 1000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ЖРД ОКБ-2 А.М.Исаева | |
Тяга двигателя, кгс | - | |
Компоненты топлива | окислитель | азотная кислота |
горючее | триэтиламинксилидин | |
Летные данные | ||
Высота целей, км | до 20 | |
Дальность пусков, км | 10 |
Источники информации:
- Ракета Г-300 (изделия 210 и 211) / Р.Ангельский, Авиация и космонавтика 11.2002 /
- Самолеты С.А.Лавочкина / Н.В.Якубович, -М, "Русавиа", 2002 /
- Ракеты неначавшейся войны / В.Коровин, А.Фомичев, Авиапанорама 1.1997 /
- Комплекс "Г-300" воздушной обороны на базе Ту-4 / АО "НПО Лавочкина" /