ОКБ Микояна

МиГ-31БМ
многоцелевой истребитель

    В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. МиГ-31БМ Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М» (для МиГ-31М). Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
    Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его экспортный вариант - МиГ-31ФЭ - Китаю и Индии.
    12 января 1999, одновременно с показом МФИ, «микояновцы» впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.
    БРЛС «Заслон» доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса «Заслон-М». Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Для сравнения, лучший американский перехватчик Нортроп-Грумман F-14D «Томкэт» способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса. Х-31П под крылом МиГ-31БМ
    Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса «воздух-воздух» большой дальности новая модификация «мига» оснащена и ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (до 2), доставшиеся МиГ-31 «по наследству» еще от перехватчика МиГ-25П.
    Модернизированные варианты самолета могли оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до 4 единиц), противокорабельными УР X-31А (до 4), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до 4 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
    Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей. Кабина пилота МиГ-31БМ Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк». Подобные цели он способен поражать с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции «Лиса пустыни» зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.
Кабина штурмана
    Для модернизируемого МиГ-31 ЗАО «Русская авионика» разработана принципиально новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). В кабине штурмана-оператора было расположено три таких индикатора, на которые могла выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
    Испытания должны были проводиться на двух доработанных строевых МиГ-31Б (борта «58» и «60»), переданных в ОКБ. Работы по переделке первого из них завершили в 1998 г., а 12 января 1999 г его продемонстрировали публично во время показа самолета «1.44». В том же году эту машину представили и на авиасалоне МАКС-99. Предполагалось, что в МиГ-31БМ будут доработаны все российские МиГ-31. Однако отсутствие должного финансирования и не слишком большой интерес военных к этой программе привели к тому, что не состоялись даже полномасштабные испытания МиГ-31БМ.
    В начале нового столетия, когда экономическое положение России улучшилось и оборонный бюджет возрос, появилась надежда модернизировать основные типы строевых самолетов, в том числе МиГ-31. Руководство РСК «МиГ» предложило вернуться к идее модернизации этого перехватчика, используя технологии, отработанные на некоторых экспортных истребителях (Су-30МК, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ). При этом разработчики самолёта согласились с мнением военных о нецелесообразности превращения перехватчика во многофункциональный истребитель. Поэтому основная идея нового варианта «большой модернизации» заключалась в значительном улучшении характеристик самолёта по перехвату воздушных целей и его оснащении современным бортовым оборудованием. При этом сохранилось обозначение МиГ-31БМ.
    В разработке нового варианта МиГ-31БМ и его испытаниях участвовало много предприятий и институтов, в том числе ГЛИЦ им. В.П.Чкалова (в прошлом ГНИКИ ВВС), завод «Сокол», КБ «Вымпел», НИИ приборостроения и др. Доработкам подвергли все те же перехватчики с бортовыми номерами «58» и «60». Отличительной чертой самолётов стала модернизированная СУВ «Заслон-АМ» (С-800АМ), включавшая усовершенствованную РЛС 8БМ с новым процессором "Багет-55-06", который заменил старый "Аргон-15А". Самолет оснащается модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей приемник спутниковой навигации А737. Дальность обнаружения воздушных целей возросла по сравнению с серийными вариантами МиГ-31 почти в 2 раза, улучшились точностные характеристики СУВ. Увеличились возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов, крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. Малозаметность цели компенсировалась за счет большей дальности обнаружения бортового радиолокатора, а также возможностями нового ракетного вооружения, в состав которого, кроме штатных ракет Р-33 и Р-33С, вошли К-37М, К-77-1 и Р-73.
    Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года и был отправлен на испытания в Ахтубинск в декабре того де года. За ним последовала вторая машина (бортовой номер «59») и третья («60»), в которые вносились доработки.
    Первый этап Государственных испытаний МиГ-31БМ успешно прошел в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на серийную модернизацию. Первым модернизировались самые свежие МиГ-31Б, за ними последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации получили наименование МиГ-31БСМ. МиГ-31БС, в свою очередь, были модернизированными вариантами МиГ-31 или МиГ-31ДЗ.
    Министерство обороны России разместило первый контракт на модернизацию предположительно восьми МиГ-31 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года Нижегородский завод «Сокол» передал ВВС первые два модернизированных МиГ-31БМ для переучивания в Саваслейке. Крупный контракт на модернизацию 60 МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.
    ОАК подписала второй контракт на модернизацию 54 МиГ-31 21 ноября 2014 года. Он выполнялся совместно «Соколом» и 514-м авиаремонтным заводом в Ржеве в период 2015-2018 годов. Ржевский завод отвечает за небольшую часть контракта. Например, в 2014 году здесь прошли доработку 5 машин, а в следующем году – еще две.
    В пилоткой кабине (передней) МиГ-31БМ аналоговые приборы были заменены на 127х127 мм мониторы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо электронно-лучевых трубок.
    Планер и двигатели не меняются, но ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Возможно, что в ходе плановых ремонтов ресурс еще будет продлен.
    Внешне МиГ-31БМ можно отличить от старых модификаций благодаря отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД, и который был заменен на более компактный пилон для подвески ракеты Р-73 и Р-77-1. Эти ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее использовался только для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием стало появление перископа над головой пилота.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31БМ
Тип Многоцелевой истребитель
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,688
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,464
Площадь крыла, м2 61,6
Максимальная взлетная масса, кг 50000
Максимальная боевая нагрузка, кг 9000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРД Д30Ф-6
Тяга (форсаж), кгс 15500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) на высоте 3000 (2,83)
у земли 1500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5
Практическая дальность полета, км с ПТБ 3300
без ПТБ 2500
Вооружение
УР «воздух-воздух» Р-33, Р-33С или К-37М до 4
К-77-1 до 4
Р-73 до 4
Р-40ТД 2
Бомбы КАБ-1500 6
КАБ-500 8

МиГ-31БМ
МиГ-31БМ в строю

Источники информации:

  1. «Авиация и Космонавтика» 8'99, 11'98;
  2. «Вестник авиации и космонавтики» весна 99
  3. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100