
МиГ-31БМ
многоцелевой истребитель
В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые
закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в
многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности.
Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием
технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М» (для МиГ-31М). Если раньше самолеты
этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ
стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных,
так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от
собственных ВВС предложила его экспортный вариант - МиГ-31ФЭ - Китаю и Индии.
12 января 1999, одновременно с показом МФИ, «микояновцы» впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.
БРЛС «Заслон» доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса
«Заслон-М». Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса
«истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. В ходе испытаний
продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на
дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.
Для сравнения, лучший американский перехватчик Нортроп-Грумман F-14D «Томкэт» способен поражать
воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10
воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или
Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута
возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.
Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных
узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной
противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса «воздух-воздух» большой дальности новая
модификация «мига» оснащена и ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые
разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты
типа Р-40ТД (до 2), доставшиеся МиГ-31 «по наследству» еще от перехватчика МиГ-25П.
Модернизированные варианты самолета могли оснащаться противорадиолокационными
ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до 4 единиц), противокорабельными УР X-31А (до 4), ракетами
класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до 4 корректируемых
авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением.
Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного
взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и
наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного
воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных
менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии
боевого применения истребителей.
Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей,
сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного
молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить
эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире
серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и
маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк». Подобные цели он способен поражать
с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции «Лиса
пустыни» зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло
бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.
Для модернизируемого МиГ-31 ЗАО «Русская авионика» разработана принципиально
новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось
отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман.
Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный
ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). В кабине штурмана-оператора было расположено три
таких индикатора, на которые могла выводиться самая разнообразная информация (тактическая,
навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств
поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.
Испытания должны были проводиться на двух доработанных строевых МиГ-31Б (борта «58» и «60»), переданных в ОКБ. Работы по переделке первого из них завершили в 1998 г., а 12 января 1999 г его продемонстрировали публично во время показа самолета «1.44». В том же году эту машину представили и на авиасалоне МАКС-99. Предполагалось, что в МиГ-31БМ будут доработаны все российские МиГ-31. Однако отсутствие должного финансирования и не слишком большой интерес военных к этой программе привели к тому, что не состоялись даже полномасштабные испытания МиГ-31БМ.
В начале нового столетия, когда экономическое положение России улучшилось и оборонный бюджет возрос, появилась надежда модернизировать основные типы строевых самолетов, в том числе МиГ-31. Руководство РСК «МиГ» предложило вернуться к идее модернизации этого перехватчика, используя технологии, отработанные на некоторых экспортных истребителях (Су-30МК, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ). При этом разработчики самолёта согласились с мнением военных о нецелесообразности превращения перехватчика во многофункциональный истребитель. Поэтому основная идея нового варианта «большой модернизации» заключалась в значительном улучшении характеристик самолёта по перехвату воздушных целей и его оснащении современным бортовым оборудованием. При этом сохранилось обозначение МиГ-31БМ.
В разработке нового варианта МиГ-31БМ и его испытаниях участвовало много предприятий и институтов, в том числе ГЛИЦ им. В.П.Чкалова (в прошлом ГНИКИ ВВС), завод «Сокол», КБ «Вымпел», НИИ приборостроения и др. Доработкам подвергли все те же перехватчики с бортовыми номерами «58» и «60». Отличительной чертой самолётов стала модернизированная СУВ «Заслон-АМ» (С-800АМ), включавшая усовершенствованную РЛС 8БМ с новым процессором "Багет-55-06", который заменил старый "Аргон-15А". Самолет оснащается модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей приемник спутниковой навигации А737. Дальность обнаружения воздушных целей возросла по сравнению с серийными вариантами МиГ-31 почти в 2 раза, улучшились точностные характеристики СУВ. Увеличились возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов, крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. Малозаметность цели компенсировалась за счет большей дальности обнаружения бортового радиолокатора, а также возможностями нового ракетного вооружения, в состав которого, кроме штатных ракет Р-33 и Р-33С, вошли К-37М, К-77-1 и Р-73.
Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года и был отправлен на испытания в Ахтубинск в декабре того де года. За ним последовала вторая машина (бортовой номер «59») и третья («60»), в которые вносились доработки.
Первый этап Государственных испытаний МиГ-31БМ успешно прошел в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на серийную модернизацию. Первым модернизировались самые свежие МиГ-31Б, за ними последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации получили наименование МиГ-31БСМ. МиГ-31БС, в свою очередь, были модернизированными вариантами МиГ-31 или МиГ-31ДЗ.
Министерство обороны России разместило первый контракт на модернизацию предположительно восьми МиГ-31 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года Нижегородский завод «Сокол» передал ВВС первые два модернизированных МиГ-31БМ для переучивания в Саваслейке. Крупный контракт на модернизацию 60 МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.
ОАК подписала второй контракт на модернизацию 54 МиГ-31 21 ноября 2014 года. Он выполнялся совместно «Соколом» и 514-м авиаремонтным заводом в Ржеве в период 2015-2018 годов. Ржевский завод отвечает за небольшую часть контракта. Например, в 2014 году здесь прошли доработку 5 машин, а в следующем году – еще две.
В пилоткой кабине (передней) МиГ-31БМ аналоговые приборы были заменены на 127х127 мм мониторы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо электронно-лучевых трубок.
Планер и двигатели не меняются, но ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Возможно, что в ходе плановых ремонтов ресурс еще будет продлен.
Внешне МиГ-31БМ можно отличить от старых модификаций благодаря отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД, и который был заменен на более компактный пилон для подвески ракеты Р-73 и Р-77-1. Эти ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее использовался только для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием стало появление перископа над головой пилота.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им.А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-31БМ | |
Тип | Многоцелевой истребитель | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 22,688 | |
Высота самолета, м | 6,15 | |
Размах крыла, м | 13,464 | |
Площадь крыла, м2 | 61,6 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 50000 | |
Максимальная боевая нагрузка, кг | 9000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ДТРД Д30Ф-6 | |
Тяга (форсаж), кгс | 15500 | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | на высоте | 3000 (2,83) |
у земли | 1500 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 5 | |
Практическая дальность полета, км | с ПТБ | 3300 |
без ПТБ | 2500 | |
Вооружение | ||
УР «воздух-воздух» | Р-33, Р-33С или К-37М | до 4 |
К-77-1 | до 4 | |
Р-73 | до 4 | |
Р-40ТД | 2 | |
Бомбы | КАБ-1500 | 6 |
КАБ-500 | 8 |
Источники информации:
- «Авиация и Космонавтика» 8'99, 11'98;
- «Вестник авиации и космонавтики» весна 99
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /