М-18
Стратегический бомбардировщик
Имея за спиной исследования по теме 20, Генеральный конструктор
В.М.Мясищев добивается включения ЭМЗ в конкурс по созданию сверхзвукового
многорежимного стратегического самолета-носителя (тема 18).
Основанием проведения работ стал Приказ МАП № 285 от 15 сентября 1969 года.
Тяжелый бомбардировщик М-18 разрабатывался в развитие проекта сверхзвукового бомбардировщика М-20 вариант IV.
Для организации работ на ЭМЗ с привлечением отраслевых НИИ и смежных организаций были выпущены
Приказы МАП № 134 от 17 сентября и № 321 от 9 октября 1970 года.
Перспективный самолет должен был обладать большой дальностью полета на дозвуковой скорости с возможностями кратковременного полета на
сверхзвуковом режиме на высоте около 20000 м или совершения полета на малых (300-500 м) высотах на дозвуковой
скорости для прорыва зоны ПВО противника протяженностью до 2000 км.
Опережающими темпами создается наиболее
важный и ответственный элемент конструкции самолета с изменяемой геометрией крыла - оригинальный шарнир для поворота крыла в полете, его
модель проходит прочностные и динамические исследования в ЦАГИ.
Вскоре задействуются 9 стендов и две летающие лаборатории. Взлетный вес самолета в результате проведенных работ уменьшается на 10%.
Результаты проектных работ по сверхзвуковому многорежимному самолету М-18 с крылом изменяемой стреловидности, выполнявшиеся на конкурсной основе по требованиям ВВС к тяжелому стратегическому бомбардировщику,
в 1972 г. были признаны лучшими среди аналогичных работ ОКБ ММЗ "Кулон" генерального конструктора
П.О.Сухого (Т-4МС)
и ОКБ ММЗ "Скорость" генерального конструктора А.С.Яковлева. Проект М-18
поддержали ЦАГИ и НТС МАП. Командующий дальней авиацией генерал-полковник В.В.Решетников
прозвал М-18 «тонкофюзеляжной щучкой».
Однако руководство МАП принимает другое решение: для дальнейших работ по сверхзвуковому бомбардировщику передать материалы проекта М-18 в ОКБ ММЗ "Опыт" генерального конструктора
А.Н.Туполева.
На это решение повлияли такие факторы как малочисленность воссозданного во второй половине 1960-х
годов ОКБ В.М.Мясищева и отсутствие у него необходимой
научно-технической и производственной базы...
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ ЭМЗ |
Обозначение | М-18 |
Состояние | проект 1974 года |
Тип | Стратегический бомбардировщик |
Экипаж, чел | 3 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | около 44 |
Размах крыла, м | около 42 |
Высота (на стоянке) | около 10 |
Взлетная масса, кг | около 150000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тип двигателей | ТРДФ |
Вооружение | |
Масса боевой нагрузки, кг | около 15000 |
Ракетное вооружение | 2 х Х-45 |
Источники информации:
- «Бомбардировщики» / Бастион /
- «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999 /
- Самолеты В.М.Мясищева / РЕСТАРТ + /
- Забытые проекты
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
Помогали: