ОКБ Мясищева

М-20
Тяжелый стратегический бомбардировщик

    В 1967 году военные, осознав, что свертывание стратегической авиапрограммы в пользу стратегических ракет было преждевременным, выдвинули требования на перспективный сверхзвуковой бомбардировщик, предназначенный для замены морально устаревших 3М и Ту-95. Этот «противовес» американскому стратегическому бомбардировщику B-1 должен был иметь дальность 11000-13000 км при полете с дозвуковой скоростью на малой высоте; ту же дальность при полете со скоростью 3200-3500 км/ч на высоте свыше 18000 м и дальность 16000-18000 км при полете со скоростью 800-900 км/ч на высоте 10000 м. Компоновка М-20-2 (вариант I)
    Работы ЭМЗ по "Теме 20", направленной на создание проекта перспективного многоцелевого самолета-ракетоносца, были начаты в 1967 году (этап исследовательских работ) и официально оформлены в соответствии с Указанием МАП от 28 февраля 1968 года (начало проектных проработок).
    При проектировании предусматривалась возможность использования разрабатываемого самолета в трех вариантах:

Компоновка М-20-14 (вариант II)     Тяжелый бомбардировщик разрабатывался по требованиям ВВС к сверхзвуковому высотному тяжелому бомбардировщику, представленным в 1967 году, в нескольких компоновочных схемах с использованием передовых технических решений.
    На бомбардировщике планировалось использовать двухконтурные двигатели ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова.
    Начались кропотливые исследования по улучшению характеристик и уменьшению веса конструкции, оборудования и нагрузки, улучшению аэродинамической компоновки всех трех вариантов создаваемого стратегического самолета.
    Для проведения аэродинамических исследований используются трубы ЦАГИ.
    Ведущим конструктором этого направления назначается Константин Павлович Лютиков.
    Мясищевцы начали работу с анализа нормальной схемы, затем просмотрели схему «утка», в итоге пришли к убеждению, что самолет должен обладать крылом изменяемой геометрии. Одновременно разрабатывались технические требования к двигателям, ракетному вооружению, бортовым комплексам и т.п.
    Конструкторским бюро выпускались I, II, III, IV варианты проекта бомбардировщика:

   Работы по тяжелому стратегическому бомбардировщику М-20 не вышли из проектной стадии, но послужили основой для последующих работ конструкторского бюро.
    Примечательно, что окончательный вариант компоновки М-20 с крылом изменяемой стреловидности, послуживший основой для проекта М-18 и Ту-160, была подписан В.М.Мясищевым в 1969 году, за полгода до утверждения схожей компоновки американского бомбардировщика B-1A.
    Работы ЭМЗ по сверхзвуковому многорежимному самолету с крылом изменяемой стреловидности были продолжены в рамках проекта М-18 и велись по требованиям ВВС к тяжелому стратегическому бомбардировщику. Новый тяжелый бомбардировщик разрабатывался на базе проекта самолета М-20 вариант IV.

М-20 вариант IV

Источники информации:

  1. «Бомбардировщики» / Бастион /
  2. «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999 /
  3. Самолеты В.М.Мясищева / «Рестарт +» /
  4. Забытые проекты

Помогали:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100