М-57
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Помимо традиционных стратегических авиационных систем, ВВС считали целесообразным проработать маловысотную (250-600 м) межконтинентальную бомбардировочную систему с подскоком в районе цели до 16000-17000 м с ядерной силовой установкой и вооруженную управляемыми ракетами с дальностью полета 500-1000 км. В рамках этих предложений в
ОКБ-23 под руководством Л.Л.Селякова в июле 1959 года был подготовлен предварительный проект стратегической авиационной системы М-57, являвшийся дальнейшим развитием идей, заложенных в проект
М-56. Предварительные прикидки говорили, что имеется возможность получить самолет с площадью крыла 400 м2 и массовой отдачей по топливу 70,2%.
Внешне М-57 был похож на проект бомбардировщика А-57 Р.Л.Бартини. Согласно проекта самолет М-57 должен был выполняться по схеме
«летающего крыла» (имелся вариант с ПГО). Расчетная площадь треугольного крыла с углом стреловидности по передней кромке 75° в окончательном варианте определилась в 400 м2
, расчетное крейсерское аэродинамическое качество на сверхзвуковом режиме находилось в пределах 5,9-6,2. Взлетная масса достигала 250 тонн, при этом массовая отдача по топливу достигала 72,0%. Силовая установка должна была состоять из шести двигателей НК-11
(НК-15). Крейсерская сверхзвуковая скорость полета М-57 должна была соответствовать М=3,6, а потолок над целью достигать 26000 м. Вооружение самолета должно было состоять из
2-х ракет типа Х-22.
Планировалось начать летные испытания самолета в 1963 году. Как и в случае с М-56, все работы над проектом были прекращены в начале 60-х годов.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ В.М.Мясищева | ||
Обозначение | М-57 | ||
Год постройки | проект 1959 г. | ||
I этап | II этап | ||
Тип | Стратегический бомбардировщик | ||
Экипаж, чел. | 3 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Площадь крыла, м2 | 400 | ||
Крейсерское аэродинамическое качество (на сверхзвуке) | 5,9-6,2 | ||
Максимальная взлетная масса, кг | 220000-240000 | ||
Масса топлива и масла, кг | 137000 | ||
Массовая отдача по топливу, % | 72 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 6 | ||
Двигатель | ТРД НК-11 (ВК-15Б) | ВК-15М | |
Тяга двигателя (взлетная), кгс | 25000-26000 | ||
Удельный расход топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме, кг/кгс*ч | 2,12 | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Крейсерская скорость полета, км/ч (М=) | до 3000 | до 3200 (3,6) | |
Скорость самолета-снаряда, км/ч | 3700 | ||
Потолок, м | над целью | 26000 | |
практический | 24000 | 25000 | |
Дальность полета, км | 16200 | 17200 | |
Вооружение | |||
КР | 2 Х-22 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 11.1999
- Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, 1999 /