58
составная стратегическая система с ВВП
Проект «58» возник в ОКБ
В.М.Мясищева «не от хорошей жизни». Неоправданно завышенные ТТТ ВВС, которые
были предъявлены к системе М-56К, вынудили
специалистов ОКБ-23 решать проблему их выполнения самыми необычными способами. Необоснованность этих требований доказало время: они не выполнены до сих пор.
Традиционные для авиации методы повышения эффективности - применение новых материалов, высокоэкономичных двигателей и т.д. -
требовали для реализации многолетнего целенаправленного труда и огромных затрат. Поставленные сроки этого не позволяли.
Опыт широкого применения мощных стартовых ускорителей в борьбе за уменьшение потребной длины ВПП для систем
М-52 и М-56 натолкнул проектантов ОКБ на мысль полностью
ракетного старта для системы М-56К. Дальнейшее развитие этой мысли привело к идее вертикальной посадки. А почему бы и нет? При этом
отпадает необходимость в уязвимых и дорогих аэродромах, а также резко возрастают располагаемые объемы под полезную нагрузку из-за отсутствия шасси.
Кроме того, опыт проектирования изделий «40», «41А», «44», «45» и т. д. вселял уверенность в собственные силы.
В конце 1958 г. были подготовлены предварительные материалы проекта «58», являющимся по сути новым вариантом системы М-56К.
Составная стратегическая система «58» представляла собой трехступенчатый аппарат. I
ступень содержала четыре ускорителя типа изд. «41А». II ступень являлась пилотируемым (двумя летчиками) бомбардировщиком, выполненным по схеме «летающее крыло» с двумя СПВРД
на концах крыла. В носовой части II ступени устанавливалась III ступень - самолет-снаряд типа изд. «45».
В хвостовой части бомбардировщика располагались рулевые камеры и посадочный двигатель на базе ЖРД, обеспечивающие вертикальную посадку.
Управление системой «58» осуществлялось:
- на активном участке I ступени - гироинерциальной системой (аналогичной применяемой на изд. 40);
- на участке маршевого полета II ступени - астронавигационной системой (подобной установленной на изд. «Буря») и летчиком;
- на участке снижения и на посадке - гироинерциальной системой, основанной на применении существующих автопилотов.
Предполагалась следующая программа полета. После вертикального старта рулевыми камерами ускорителей устанавливаются программные углы атаки.
В конце активного участка угол наклона траектории достигает 10°-15°, высота -
15-18 км, скорость - М=4. Происходит отстрел ускорителей и составной бомбардировщик выводится на траекторию маршевого
полета после совершения маневра «горка». Из-за уменьшения углов атаки и включения
СПВРД происходит разгон до М=4,5 и подъем до 25 км. В конце маршевого участка самолет-снаряд отцепляется и, управляемый
рулевыми камерами, устремляется к цели. Самолет-снаряд при необходимости может
выполнить динамический маневр набора высоты и поиск цели по сигналам системы
наведения. Для этого на его борту устанавливается специальная система управления
(заимствованная с изд. «44»).
Самолет-носитель тем временем совершает маневр снижения на посадку при выключенных СПВРД в режиме квазистационарного планирования,
осуществляя управление воздушными рулями. На скорости
400-600 км/ч и высоте 100-300 м начинается маневр посадки.
При достижении минимальной скорости 40-50 м/с включаются рулевые камеры,
а воздушные рули фиксируются в нулевых положениях.
Самолет-носитель увеличивает угол тангажа до 90°, после чего включается в режиме дросселирования посадочный ЖРД.
Вертикальная скорость снижения гасится до момента контакта «щупа» с поверхностью
посадочной площадки. После этого ЖРД кратковременно форсируется, самолет «зависает» и посадочный маневр заканчивается.
Проведенный предварительный анализ подтвердил техническую возможность осуществления вертикальной посадки, что являлось основным «камнем преткновения»
в проекте «58».
По мнению проектантов ОКБ-23 вертикальный взлет-посадка и применение составной
многоступенчатой схемы открывали новые перспективы перед стратегическими системами типа М-56К в части:
- увеличения скорости полета до 4-5 М;
- увеличения высоты полета в районе цели на 5-10 км;
- упрощения и повышения неуязвимости мест базирования;
- повышения весовой отдачи по полезной нагрузке.
В то же время полная дальность полета даже в такой прогрессивной схеме
не превосходила 16000 - 18000 км. Большие дальности, учитывая существующие
топлива, материалы и принципы аэродинамической компоновки возможно было достигнуть только для составных крылатых
и баллистических ракет.
Накопленный в ОКБ опыт проектирования и постройки изд. типа «40» позволял
надеяться на короткие сроки осуществления проекта «58», но этим надеждам не суждено было сбыться.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ В.М.Мясищева | ||
Обозначение | «58» | ||
Год постройки | проект 1958 г. | ||
Тип | Стратегический бомбардировщик | ||
Экипаж, чел. | - | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 28 | ||
размах крыла с СПВРД | 11,65 | ||
Высота, м | 5,83 | ||
Стартовая масса, кг | 175000 | ||
Начальная масса самолета-носителя, кг | 70500 | ||
Начальная масса самолета-снаряда | 6400 | ||
Спецнагрузка, кг | 2300 | ||
Силовая установка | |||
Ступень | I | II | III |
Число двигателей | 4 | 2 | 1 |
Двигатель | ЖРД Д-13 | СПВРД | ЖРД |
Тяга двигателя, кгс | 66000 | 8000 | 21000 |
Удельный импульс (тяга), с | 280 | 1500 | 200 |
Летные данные (расчетные) | |||
Скорость самолета-носителя, км/ч (М=) | 4860 (4,5) | ||
Высота над целью, м | 25000-30000 | ||
Полный радиус действия, км | 7500 | ||
Автономная дальность самолета-снаряда, км | 1370 | ||
Вооружение | |||
КР | 1 х «45» |
Источники информации:
- «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /