МКБ "Радуга"

КСР-5, КСР-5П (AS-6 «Kingfish»)
крылатая ракета системы К-26

    Предназначена для поражения радиолокационно-контрастных морских (надводные корабли) или наземных (мосты, плотины, электростанции) целей. Начало разработки - 1962 г. Государственные испытания системы К-26 проходили в 1964-1968 гг. Серийное производство с 1967 г.
    4 декабря 1969 г. приказом Министра обороны СССР ракетный комплекс К-26 был принят на вооружение. Его данные и возможности во много раз превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс был совместим с комплексами К-11-16 и К-10.
    В основу построения комплекса К-26 был положен принцип использования сверхзвуковой крылатой ракеты КСР-5 с активным самонаведением по курсу и тангажу на радиотехническом принципе и программным управлением по высоте, обеспечивающим вывод ракеты в стратосферу с последующим пикированием на цель. Система управления "Взлет". КВО - 45 м в варианте ПКР или 1,5-3 км при действиях по наземным целям.КСР-5 под крылом Ту-16
    По аэродинамической схеме КСР-5 моноплан со среднерасположенным крылом и оперением. Планер ракеты состоял из фюзеляжа, выполненного в виде тела вращения, крыла малого удлинения треугольного плана со срезанными концами, хвостового оперения с управляемым стабилизатором и верхним управляемым килем (нижний киль был неподвижным). С помощью стабилизатора, работающего в режиме элевонов, крылатая ракета управляется по крену и тангажу, верхним килем - по курсу.
    Силовая установке ракеты состоит из жидкостно-реактивного двигателя и топливно-воздушной системы. Двигатель - двухкамерный, с турбонасосной подачей топлива, автоматическим регулированием режимов, одноразового применения. Для регулирования двигателя применялись две программы, включавшие пять режимов с различной тягой от 1120 до 7100 кгс. Для двигателя применялось двухкомпонентное топливо: горючее ТГ-02 (660 л) и окислитель АК-27П (1010 л). Воздушная система ракеты обеспечивала наддув волноводов, баков окислителя и горючего, раскладку нижнего киля и другие операции.
    Применение ракетного комплекса К-26 во многом было аналогично комплексу К-16. После обнаружения цели, захвата ее активной головкой самонаведения на автосопровождение и достижения расчетного рубежа пуска выдавалась команда на задействование ампульных батарей ракеты. Через 12-14 с поступала информация о готовности ракеты к пуску. Через 2 с после отцепки запускался двигатель ракеты, она начинала увеличивать скорость и программным механизмом переводилась в набор высоты. Последовательно, через определенное время подключалось радиоуправление ракетой по курсу, по достижении скорости, близкой к М=3 и высоты более 20000 м двигатель ракеты переводился на маршевый режим, а ракета переходила в горизонтальный полет. По достижении наклонной дальности до цели порядка 60 км выдавалась команда о переводе ракеты на пикирование, а управление по тангажу от программного переключалось на самонаведение, а с дальности до цели менее одного километра во избежании «ослепления» радиоголовка отключалась. В 1973 г. на вооружение морской авиации стали поступать доработанные ракеты КСР-5П.
    На базе ракеты КСР-5 разработана мишень КСР-5НМ. Ракета КСР-5П имеет пассивную радиолокационную ГСН и предназначена для поражения РЛС. Применяется на самолетах-носителях - Ту-16К-26, Ту-16К-10-26. 

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение КСР-5
Кодовое наименование НАТО AS-6 «Kingfish»
Тип противокорабельная
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активная
Год 1964
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10,56
Размах крыла, м 2,6
Диаметр фюзеляжа, м 0,92
Стартовый вес (с БЧ 9А52), кг 3952
Масса БЧ, кг 1000 или 700 (спец.)
Тип боеголовки фугасная или специальная (350 кт)
Силовая установка
Двигатель ЖРД
Максимальная тяга, кгс 7100
Летные данные
Дальность пуска с высоты 11000 м, км 280 (400-700)
Скорость полета, км/ч (М=) 3200 - 3400 (3)
Высота пуска, м 500 - 11000

Схема КСР-5

КСР-5 под крылом Ту-16 в Монино

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. «Морская ракетоносная» / Журнал «Авиация и космонавтика», N11-12, 1997г. /
  3. AS-6 Kitchen / FAS - Russian and Soviet Nuclear Forces /