Су-47 (С-37) «Беркут»
многофункциональный истребитель
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет С.37 выполнен по аэродинамической схеме «интегральный
неустойчивый триплан» с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, цельноповоротным ПГО и цельноповоротным задним хвостовым оперением относительно небольшой площади.
Обеспечивается возможность выполнять динамическое торможение с выходом на углы атаки до 120° на скоростях от предельно малых до сверхзвуковых.
При создании самолета реализована принципиально новая технология, позволяющая изготавливать детали обшивки в плоском виде, после чего формообразовывать их в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию и стыковать между собой с высокой точностью.
Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми
метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности самолета и свести к минимуму крепеж. Это
не только облагородило аэродинамику и снизило массу планера, но и уменьшило его радиолокационную заметность.
Конструкция планера на 13% по массе выполнена из композиционных материалов (в дальнейшем процент использования КМ должен быть существенно увеличен). На самолете применены принципиально новые «интеллектуальные» композиционные материалы для самоадаптирующихся
и саморазгружающихся конструкций. Ряд элементов (фонарь, шасси, некоторые бортовые системы), для снижения стоимости и ускорения работы по программе, заимствован у серийных истребителей семейства Су-27.
Крыло обратной стреловидности (по передней кромке -20°, по задней -37°) в консольной части и прямой стреловидности
- в корневой имеет удлинение порядка 4,5 и выполнено на 90% из композиционных материалов. Консольная часть крыла выполнена складной. Ее передняя поверхность снабжена отклоняемым носком, а всю заднюю поверхность занимают односекционный закрылок и элерон.
Имеется развитый корневой наплыв, к которому крепится цельноповоротное ПГО, имеющее трапециевидную в плане форму. Стреловидность ПГО по передней кромке +50°,
по задней кромке -16°.
Цельноповоротное заднее хвостовое оперение имеет стреловидность по передней кромке 50°.
Фюзеляж выполнен, в основном, из алюминиевых и титановых сплавов. Его сечение близко к овальному. Передняя часть
носового обтекателя выполнена «приплюснутой», с оребрением. В хвостовой части расположены два обтекателя, которые в
дальнейшем могут быть использованы для размещения различного радиоэлектронного оборудования.
Вертикальное оперение конструкционно подобно оперению
самолета Су-27, однако имеет значительно меньшую относительную площадь (это достигнуто за счет аэродинамической
компоновки, обеспечивающей повышенную эффективность
работы ВО на больших углах атаки). Кили имеют развал во
внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью
ВО, снижает радиолокационную заметность самолета.
Фонарь кабины практически аналогичен фонарю самолета Су-27. Кресло К-36ДМ, установленное на экспериментальном самолете, имеет спинку, наклоненную на 30°, что уменьшает воздействие на летчика высоких перегрузок, характерных
для маневренного воздушного боя (в перспективе самолет может быть оснащен усовершенствованным катапультным креслом,
обеспечивающим, в частности, спасение летчика на малых высотах из перевернутого положения).
Основные опоры шасси снабжены одним колесом и убираются в
ниши по бокам воздушных каналов воздухозаборника. Передняя двухколесная стойка убирается в фюзеляж
поворотом вперед.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Экспериментальный самолет снабжен двумя ТРДДФ Д-30Ф6
(2х15.600 кгс) расположенных в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем предполагается переоснащение самолета двигателями АЛ-41Ф с системой управления вектором тяги.
Нерегулируемые воздухозаборники, форма сечения
которых близка к сектору круга, расположены под
крыльевыми наплывами. Воздушные каналы имеют S-образную
форму, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров
ТРДДФ. На верхней поверхности фюзеляжа расположены две створки, служащие для дополнительного
забора воздуха при маневрировании
и на взлетно-посадочных режимах.
СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете С.37 установлена
интегрированная система дистанционного управления полетом, способная решать задачи
вывода из штопора и пилотирования посредством боковой ручки, разработанная специалистами
МНПК «Авионика» и используемая, также, на истребителе Су-37 (поколение «4+»). Ведутся работы
по созданию для «Беркута» «борта» пятого поколения.
Предусмотрено оснащение истребителя, созданного на базе
экспериментального самолета «С.37», современным комплексом БРЭО, включающим импульсно-доплеровскую многофункциональную БРЛС переднего обзора
и радиолокационную станцию заднего обзора.
Перед козырьком остекления фонаря кабины, со смещением
вправо, установлен обтекатель оптической головки оптиколокационной станции.
ВООРУЖЕНИЕ. На опытном самолете вооружение отсутствует. Серийный истребитель, созданный на базе «Беркута»,
должен нести часть управляемых средств поражения на внутренних узлах подвески. Предусмотрена возможность установки и подкрыльевых узлов внешней подвески.
В левом крыльевом наплыве установлена встроенная пушка типа ГШ-301 (30мм).
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ им.П.О.Сухого | |
Обозначение | С-37 | |
Первый полет | 25 сентября 1997 | |
Тип | многофункциональный истребитель | |
Экипаж | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м (с ПВД) | 22,60 | |
Высота самолета, м | 6,40 | |
Размах крыла, м | 16,7 | |
Площадь крыла, м2 | 56,0 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 25670 |
максимальная | 34000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДДФ Д-30Ф11 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 2х9500 |
форсаж | 2х15600 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | на высоте | 2200 (2,1) |
у земли | 1400 (1,12) | |
Практический потолок, м | 18000 | |
Практическая дальность, км | 3300 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 9,0 | |
Вооружение | ||
Пушка | ГШ-301 (30мм) |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика №8. 1999
- «Вестник авиации и космонавтики» 1-2, 3'99, 4'2000