Су-47 (С-37) «Беркут»
многофункциональный истребитель
Первоначально, до 1991 года, совместно с Иркутским авиазаводом предполагалось построить несколько опытных машин
С.32 (для летных и статических испытаний). В дальнейшем, когда государственное финансирование программы фактически прекратилось и она приобрела статус «инициативной»,
было принято решение о постройке лишь одной «экспериментальной» машины, получившей индекс «С-37». После
«обжатия» на статиспытаниях до нагрузок, не превышающих эксплуатационные, самолет предполагалось использовать
и для летных испытаний. Современные методы статических испытаний позволили с высокой точностью оценить прочность
конструкции, не доводя ее до разрушения.
В результате удалось значительно ускорить программу и снизить ее стоимость.
Из-за отсутствия «штатных» двигателей было решено в качестве временной меры установить на машину
два ТРДДФ Д-30Ф11 (2 х 15.600 кгс) - модификацию Д-30Ф6, созданных для истребителя МиГ-31.
В дальнейшем самолет мог быть переоснащен двигателями пятого поколения АЛ-41Ф
(2 х 20.000 кгс), снабженных системой УВТ.
Крупногабаритные толстостенные панели крыла из углепластика были изготовлены на «Обнинском научно-производственном предприятии «Технология».
Постройка планера машины была завершена к середине 1996 г. и после цикла прочностных испытаний в конце года он был передан для достройки. К маю 1997 г. были закончены все основные монтажно-сборочные работы и в середине июля самолет перевезли на ЛИС ОКБ на территории ЛИИ
им. Громова в г.Жуковском.
В сентябре начались скоростные рулежки, а уже 25
числа того же месяца самолет, получивший обозначение «С.37» и имя «Беркут» совершил свой первый полет.
Его пилотировал летчик-испытатель И.В.Вотинцев. Первая серия испытаний
продолжалась до весны 1998 года после чего самолет был поставлен на доработку. Позже летные испытания возобновились.
С марта 1998 г. (согласно пресс-релизу АООТ "ОКБ Сухого", 2000 г.) главным конструктором самолета является С.С.Коротков.
В 1999 году самолет С.37 был включен в государственный оборонный заказ, что должно улучшить финансирование программы.
«Беркут» рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный для летной проверки новых технических решений и
демонстрации технологий (в частности, средств снижения заметности), а также отработки элементов сверхманевренности. В дальнейшем он должен стать прототипом высокоманевренного многофункционального истребителя пятого поколения.
В августе 1999 г. С-37 впервые продемонстрировал пилотаж на авиасалоне
МАКС'99. Позднее ему было присвоено наименование Су-47.
В марте 2000 г. «ОКБ Сухого» приступило к следующему этапу испытаний «Беркута», уже включая диапазон сверхзвуковых скоростей.
В 2000 года С-37 завершил программу «Сверхзвук», его общий налет составил 149 часов.
Летные испытания С-37, продолжавшиеся несколько лет, показали, что справиться с тряской, к сожалению, ОКБ Сухого не удалось.
Источники информации:
- Су-47: Экспериментальный самолет для отработки новых технологий / «Авиапанорама» №2 2004, А.Яворский /
- Авиация и космонавтика №8. 1999
- «Вестник авиации и космонавтики» 1-2, 3'99; 4'2000