ОКБ Сухого

Т-4 (П)
сверхзвуковой пассажирский самолет

    В 1963-64 гг. в ОКБ П.О.Сухого прорабатывался пассажирский вариант Т-4, способный перевозить со сверхзвуковой скоростью 64 пассажира. Было предложено несколько вариантов компоновки П1, П2, П3. Все они представляли собой "утку" с низкорасположенным крылом и отличались размещением силовой установки.
    На основе интегральной компоновки бомбардировщика И-1 с подфюзеляжным пакетом двигателей Ю.В.Ивашечкиным в начале 1962 г. были разработаны компоновки П-1 и П-2. К концу года на основе компоновки Р-3 Л.И.Бондаренко разрабатывает вариант П-3.Компоновка П-3 (1962 г.)
    Фюзеляж: фюзеляж состоял из носового, центрального и хвостового отсека.
    Отсек БРЭО размещался в носовой части между обтекателем радара и кабиной экипажа. Пилот и второй пилот сидели бок о бок с узким проходом между местами. Места штурмана и радиста были расположены по правой стороне фюзеляжа. Во время рейса кабина должна была закрываться обтекателем, опускавшимся на взлетно-посадочных режимах. Позади кабины размещался отсек для багажа, гардероб и туалет. Передняя входная дверь была на левой стороне фюзеляжа.
    В центральном отсеке фюзеляжа размещались два пассажирских салона, каждый из которых мог поместить 32 пассажира. Они были оборудованы восьмью рядами кресел, по четыре в ряд, с проходом между ними. Вторая входная дверь и камбуз были между этими двумя салонами. В начале первого пассажирского салона были гардероб и туалет. Хвостовой отсек содержал два топливных бака, включая дополнительный, и отсек тормозного парашюта.
Крыло: в первом варианте крыло имело практически треугольную форму. Под крылом размещались мотогондолы, в центральной секции крыла - топливный бак.
    Во втором варианте крыло с передними наплывами имело отклоненные вниз концы консолей (приблизительно треть размаха каждого крыла).
    В обоих вариантах ПГО выполняло роль стабилизаторов и рулей высоты.
    Небольшое вертикальное хвостовое оперение было выполнено цельноповоротным. Дополнительно, первая версия самолета имела подфюзеляжный аэродинамический гребень.
Шасси: самолет имел трехстоечное шасси. Передняя стойка с двухколесной тележкой убиралась внутрь фюзеляжа под кабиной экипажа. В первом варианте самолета, основные стойки шасси убирались в центральную часть двигательных гондол и имели четырехколесные тележки. Вторая версия имела уборку основного шасси в так называемые "задники", которые были установлены под краями мотогондолы. Они также служили как дополнительные подфюзеляжные кили.
Силовая установка: четыре ТРДФ. В первой версии самолета двигатели размещались попарно в мотогондолах под консолями крыла. Воздухозаборники с вертикальным клином не имели системы слива пограничного слоя, поскольку были выдвинуты далеко вперед.
    Во втором варианте четырьмя двигателя были установлены в одной мотогондоле под центральной секцией крыла. Каждый двигатель имел отдельный вход с горизонтальным клином. Воздухозаборники, расположенные близко к нижней поверхности крыла, были оборудованы системой слива пограничного слоя.

Описание
Разработчик ОКБ П.О.Сухого
Обозначение T-4
Компоновка П-3
Экипаж, чел 4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м  
Максимальная взлетная масса, кг 110000
Пассажировместимость, чел 64
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРД РД36-41
Тяга двигателя, кгс 15000
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость, км/ч 2500-3000
Посадочная скорость, км/ч 260
Дальность полета на крейсерской скорости с 5% резервом топлива, км 4900
Высота полета, км 19-23
Разбег, м 1800
Пробег, м 1500

Компоновка П2

Источники информации:

  1. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
  3. OKB Sukhoi, A History of the Design Bureau and its Aircraft, 1996