П.В.Цыбин

РС
стратегический подвесной бомбардировщик

    Первые исследования по проблеме создания сверхзвуковых межконтинентальных стратегических самолетов-носителей в СССР начались еще в 1952-1953 годах, работы нацеливались на перспективу поступления во второй половине 50-х годов на вооружение ВВС сверхзвуковой межконтинентальной авиационной стратегической системы, способной поражать цели на территории США. Первоначально речь шла о создании составной авиационной системы, состоящей из сверхзвукового самолета-носителя, рассчитанного на максимальную скорость, соответствующую М=1,5-2,0, и ударного подвесного сверхзвукового бомбардировщика, вооруженного ядерной бомбой. Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без захода самолета-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а дальность полета самолета-носителя и подвесного самолета - их возвращение на базы в СССР или их союзников.
    В июле 1954 года выходит официальное правительственное постановление на разработку подобных систем, работы разворачиваются в ОКБ-23 и ОКБ-156, близкие по тематике работы ведутся в коллективах под руководством Р.Л.Бартини, П.В.Цыбина, подготавливает свой проект А.С.Москалев.
    4 марта 1954 г. П.В.Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над аванпроектом реактивного самолета под руководством П.В.Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ группой специалистов в составе В.Б.Шаврова, А.С.Кондратьева, О.В.Елисеева, И.К.Костенко и др.
    Несмотря на возможно завышенные характеристики, проект вызвал большой интерес. 23 мая 1955 г. вышло постановление об организации ОКБ-256 на базе завода № 256 в г.Подберезье и постройке PC (реактивный самолет). В руководство ОКБ вошли П.В.Цыбин, главный конструктор, и его заместители: А.Г.Голяев - по общим вопросам, Б.А. Меркулов - по науке, И.А.Яковлев - по спецоборудованию и системам, - а также В.Б.Шавров, начальник конструкторского отдела. Для формирования штата создаваемого ОКБ главным конструкторам других ОКБ было дано указание выделить людей, был открыт широкий прием сотрудников, в ОКБ- 256 направлялись по распределению молодые специалисты.Схема РС (аванпроект)
    На этапе аванпроекта разрабатывался самолет с передним и хвостовым оперениями и рекордно тонким (С=2,5%) трапециевидным крылом малого удлинения с двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) на концах. На расстоянии 50 км до цели хвостовая часть самолета с оперением, представлявшая собой крылатую бомбу на основе изделия 244Н, должна была отделяться и планировать на цель, а самолет должен был возвращаться на аэродром базирования.
    При работе над эскизным проектом схему самолета изменили на обычную, бомбу разместили под фюзеляжем в полуутопленном положении. Собственная дальность полета PC по расчетам не превысила 7500 км, поэтому предусматривались применение воздушного старта с самолета-носителя Ту-95Н (на удалении до 4000 км от места базирования) с последующим набором высоты и разгоном до 3000 км/ч с помощью двух спаренных ускорителей с ЖРД и крейсерский полет на маршевых СПВРД (РД-013 тягой по 4400...4500 кгс, разрабатывавшихся в ОКБ-670 М.М.Бондарюка). Расчетная суммарная дальность полета PC составляла 12 500...13 500 км. Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г.Схема РС (эскизный проект)
    Самолет Ту-95Н был модернизирован только в 1958 г., а с 1956 в ОКБ А.Н.Туполева начали прорабатываться специальные сверхзвуковой носители - самолеты «108» и «109», которые могли также оснащаться и подвесными ударными самолетами Ту-100 или «113».
    В дальнейшем выяснилось, что термоядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе.
    После успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет (пеpвый полет МБР Р-7 на pасчетнyю дальность состоялся 21 авгyста 1957) работы по крылатым носителям ядерного оружия были сокращены. В ОКБ-256 разработка PC была прекращена, но продолжено проектирование его варианта 2РС - стратегического разведчика для ведения оперативной разведки на возможном театре военных действий и в тылу вероятного противника. Ввиду задержки работ по Ту-95Н рассматривалась возможность самостоятельного аэродромного старта для 2РС. Проект был доработан и обозначен 3РС. Для взлета под фюзеляж 3РС предполагалось установить четыре стартовых ускорителя, а под крыло для увеличения дальности полета — два сверхзвуковых ПТБ. Прекращение разработки Ту-95Н и отказ от воздушного старта привели к замене силовой установки и шасси на 3РС. Работы были продолжены над проектом под обозначением РСР (реактивный стратегический разведчик).
    Изучался также проект РСС (С-30) - беспилотный реактивный самолет-снаряд для использования на самолете-носителе А-57, проектировавшемся Р.Л.Бартини, и Ту-95С-30 («135»).

Описание
Разработчик ОКБ-256 П.В.Цыбина
Обозначение РС 2РС
Тип подвесной бомбардировщик стратегический разведчик
Проект 1955-56 1957
Экипаж, чел 1 1
Геометрические и масовые характеристики
Длина, м 27,5 27,4
Размах крыла, м 9 9
Площадь крыла, м2 64 64
Высота, м 3,2 3,2
Стартовая масса, кг 21160 20800
Вес пустого, кг 5200 9030
Вес топлива, кг 15600  
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ПВРД РД-013
Тяга двигателя, кгс 4400-4500
Летные данные(расчетные)
Максимальная скорость, км/ч (М=) 3000 (2,82) 2700 (2,54)
Крейсерская скорость, М=    
Посадочная скорость, км/ч 245 230
Дальность действия, км системы 12500-13500  
изделия   7000
Высота полета, м 28000 2700
Вооружение
Бомбы 1 термоядерная 244Н -

Источники информации:

  1. «Ему бы быть ракетой» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
  2. «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
  3. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  4. «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
  5. Les appareils de reconnaissance Tsybin / Prototypes.com /
  6. «ПВРД - задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» #1'2001 /