ОКБ Туполева

«113» (Ту-113)
Подвесной беспилотный самолет-снаряд «воздух-земля»

    В 1955 году в ОКБ Туполева находился в стадии начального проектирования беспилотный самолет-снаряд класса «воздух-земля», получивший по КБ обозначение самолет «113» (Ту-113). Проект во многом был близок к работам КБ П.В.Цыбина по пилотируемому подвесному бомбардировщику PC, под который в тот период туполевцы готовили самолет-носитель Ту-95Н. Самолет-снаряд подобного класса должен был иметь дальность полета порядка 3000-4000 км и максимальную скорость на высоте 11000-12000 м соответствующую М=2,5.Схема "113" (подвеска под Ту-95)
    В мае 1955 года были подготовлены предварительные материалы по проекту. КБ предлагало подвесной беспилотный самолет-снаряд со стреловидным крылом (60°) малого удлинения (1,53), на концах которого крепились два ТРД типа Д-20 или ВК-11, в дальнейшем был возможен переход на ПВРД. Все оборудование и большая часть топлива должны были находиться в фюзеляже, имевшем большое удлинение (14,9). К хвостовой части фюзеляжа крепилось хвостовое оперение большой стреловидности с традиционными органами управления. В носовой части фюзеляжа находилось оборудование системы наведения на цель и топливный бак, далее по полету располагались отсек с ядерной боеголовкой и топливные баки. В хвостовой части фюзеляжа находился отсек управления самолетом-снарядом с агрегатами и радиотехнической аппаратурой. Общий запас топлива в интегрированных в конструкцию фюзеляжных и крыльевых кессон-баках составлял 18000 кг, весовая отдача по топливу - около 60%. В качестве самолета-носителя предполагалось использовать модифицированный Ту-95 или Ту-96. Самолет «113» должен был размещаться в полуутопленном положении в грузоотсеке носителя, соответственно габариты самолета-снаряда выбирались из условий габаритов этого грузоотсека и размаха внутренних мотогондол Ту-95. Работы по самолету «113» не вышли из стадии начальных проработок.

Описание
Конструкция ОКБ А.Н.Туполева
Обозначение «113»
Тип подвесной беспилотный самолет-снаряд «воздух-земля»
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 23
Размах крыла, м 8
Площадь крыла, м2 42
Удлинение крыла 1,53
Стартовая масса, кг 30700
Масса боевой части, кг 3700
Запас топлива, кг 18000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ Д-20 или ВК-11
Тяга двигателя (форсаж), кгс
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость полета, км/ч (М=) (2,5)
Высота полета, м 11000-12000
Максимальная дальность полета, км 3000-4000

Источники информации:

  1. Авиация и космонавтика №4.1999
  2. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /