ОКБ-155

«121»
Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд

    Созданный в КБ Туполева беспилотный летательный аппарат представлял собою цельнометаллический моноплан нормальной схемы, выполненный в основном из традиционных авиационных конструкционных материалов. Крыло самолета в плане было треугольной формы, с углом стреловидности по передней кромке - 67о. Управляющие поверхности на крыле отсутствовали.
    Все управление самолетом осуществлялось с помощью цельноповоротных треугольных в плане киля и стабилизатора. Все три руля крепились на гаргротах-обтекателях, в которых размещались рулевые привода. Передняя часть беспилотного самолета была занята аппаратурой управления и наведения на цель и отсеком с боевой частью. Здесь же находились агрегаты системы охлаждения систем самолета. Средняя часть самолета была в основном занята топливными интегральными цельносварными герметизированными баками. В хвостовой части находился маршевый короткоресурсный двигатель КР-15-300, разработанный в ОКБ-300 С.К.Туманского, с кольцевой системой охлаждения форсажной камеры и эжекторным соплом. Воздух к ТРД подводился по сравнительно короткому воздушному каналу от многоскачкового неуправляемого воздузаборника с центральным телом в виде полуконуса. Воздухозаборник находился под средней частью фюзеляжа. На старте он был частично прикрыт специальным коллектором, выполненным в форме полукольца, который отстреливался после старта.
    Для старта снаряда использовались стартовые твердотопливные ускорители ПРД-52 с тягой по 75000-80000 кг. Стартовые двигатели устанавливались на направляющей пусковой установки и образовывали стартовый агрегат РАТ-52. За время работы 3,75-5 секунд стартовые ускорители сообщали самолету скорость около 165-170 км/ч и выводили его на высоту около 100 метров. Ускорители, по мере падения их тяги, после отделения самолета от пусковой установки, разворачивались вокруг точек крепления к самолету и самостоятельно отделялись от него.
    Маршевый двигатель при ресурсе 15 часов обеспечивал нормальную статическую тягу 10 тонн, а при форсажном режиме - до 15 тонн в течение 3 часов. Маршевая высота полета (около 20000 метров) достигалась на удалении 200-300 км от точки старта. Точность наведения самолета-снаряда на цель обеспечивалась применением инерциальной системы наведения, астронавигационной системы «Земля-АИ» и автопилотом АП-85. При достижении расчетной точки изделие «С» переводилась в пикирование под углом около 50о. На высоте порядка 2 км над поверхностью земли должен был срабатывать специальный боевой заряд типа «205», разработанный НИИ-1011. При возникновении нештатных ситуаций изделие «С» самоликвидировалось. Самоликвидация производилась при боковом отклонении от заданного курса или развороте, при внеплановом снижении ниже 15 км, при пропадании бортового питания. Для снижения опасности и предотвращения серьезных разрушений при полете над своей территорией самоликвидация производилась при «пассивном подрыве» изделия без срабатывания боевого заряда, после прохождения дистанции и перевода в пикирование самоликвидация производилась только с подрывом боевого заряда."121" в транспортном и боевом положениях
   Перевозимая пусковая установка с фиксированным углом старта (12-15о) СТ-10 конструкции А.В.Надашкевича создавалась на базе четырехосного прицепа-тяжеловоза к автомобилю ЯАЗ-214. Пусковая установка массой 21,25 тонны буксировалась «стартовым автомобилем» со скоростью до 40 км/ч по шоссе или до 20 км/ч по грунтовой дороге. «Стартовый автомобиль» был создан на базе автомобиля ЯАЗ-210Д, выпускавшегося Ярославским автомобильным заводом с 1951 по 1959 годы, дооснащенного гидравлическим краном-манипулятором.
    Кроме обеспечения старта самолета-снаряда пусковая установка использовалась и для его транспортировки. При транспортировке со снаряда снимались и крепились отдельно на ПУ консоли крыла, рули, стартовые ускорители. Боевая часть, аппаратура управления транспортировались отдельно от снаряда специальным автомобилем.

Описание
Конструкция ОКБ А.Н.Туполева
Обозначение «121» («С»)
Тип Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд
Система наведения
БЧ ядерная «205»
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 24,77
Диаметр фюзеляжа 1,7
Размах крыла, м 8,4
Площадь крыла, м2  61,19
Высота самолета, м 4,614
Взлетная масса, кг 35000
Масса, кг без ускорителей 26200
пустого 7300
ускорителей 6400
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДФ КР-15-300
Тяга двигателя, кгс номинальная 10000
форсаж 15000
Стартовые ускорители ПРД-52
Тяга ускорителей, кгс 2 х 75000-80000
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость полета, км/ч 2775
Высота полета, м 19900-24100
Максимальная дальность полета, км 3880

Схема "121"

Источники информации:

  1. Авиация и космонавтика № 7.1999
  2. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /