Ту-144С
сверхзвуковой пассажирский самолет
Описание самолета. Ту-144С представляет собой выполненный по схеме «бесхвостка» низкоплан.
Готическое крыло с отклоненным вниз носком имеет угол стреловидности передней кромки 76° в околофюзеляжных частях и 57° на всей остальной части.
У серийных самолетов крыло значительно изменено (кроме увеличения размаха и кривизны профиля, использована аэродинамическая крутка, а концевые части крыла отклонены вниз).
Оптимальная полетная форма самолета (форма крыла в плане, распределение толщин, деформация срединной поверхности, крутка)
позволила достичь самого высокого аэродинамического качества (8,1 при М=2) на крейсерском режиме.
Крыло самолета (удлинения 1,63 и сужения 7, многолонжеронной конструкции) состоит из основной и отъемных частей и имеет силовую нагруженную обшивку в виде монолитных фрезерованных панелей. У серийных самолетов
предусмотрена убирающаяся взлетно-посадочная механизация типа «переднее крыло». Это многоразрезное (типа ЦАГИ) прямое крыло с размахом около 3 м и отрицательным поперечным V располагается в носовой части фюзеляжа за кабиной экипажа. Каждая его консоль имеет выпукло-вогнутый профиль и оснащена четырьмя постоянными щелями. Убирающееся переднее крыло используется только во время взлета и посадки.
Фюзеляж круглого сечения имеет носовой обтекатель кабины экипажа, отклоняющийся вниз под углом 12° в условиях взлета и на 17° при посадке. Остекление кабины экипажа прототипа состоит из двух передних, а также боковых окон. Носовой обтекатель снабжен четырьмя продольными удлиненными боковыми окнами, обеспечивающими видимость вперед во время его подъема и в крейсерском полете.
Существенной модификации подвергнут фюзеляж, который у серийных самолетов предназначался для размещения
150 пассажиров в трех салонах вентиляционного типа. В самолетах первого класса кресла располагаются по схеме 1 + 2 на расстоянии 102 см, а в туристском 2 + 3 на расстоянии 87 см. В связи с увеличением длины фюзеляжа предусмотрены дополнительные третьи входные двери и 32 (вместо 25) иллюминатора с каждой стороны. Оборудование пассажирских
салонов поставлялось из ГДР.
Шасси - трехстоечное. Передняя стойка имеет спаренные колеса. В
серийных самолетах использовались 8-колесные тележки, которые убираются в ниши, находящиеся в гондолах двигателей. Каждая ниша закрывается двумя передними и двумя задними створками. При выпущенном шасси створки открыты и выступают вниз за обводы гондолы. При уборке главных стоек тележки поворачиваются в поперечной плоскости на 90°, а сами стойки убираются в направлении полета. Главные тележки снабжены колесами диаметром 950 мм с давлением в пневматиках 13,5 кГ/см2.
Двигательная установка. Серийные самолеты оснащены 4 усовершенствованными двигателями
НК-144А конструкции Н.Д.Кузнецова. Они установлены попарно в двух гондолах
длиной около 23 м, размещенных под центропланом. У серийных самолетов гондолы удалены от продольной
оси самолета на значительное расстояние и представляют собой отдельные конструктивные узлы.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им. А.Н.Туполева | |
Обозначение | Ту-144С | |
Обозначение NATO | Charger | |
Тип | Cверхзвуковой пассажирский самолет | |
Экипаж, чел. | 3 | |
Первый полет | 1 июня 1971 | |
Количество пассажиров | 150 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета (с ПВД), м | 65,70 | |
Высота самолета, м | 12,85 | |
Диаметр фюзеляжа, м | 3,3 | |
Размах крыла, м | 28,8 | |
Площадь крыла, м2 | 507 | |
Удлинение крыла | 1,63 | |
Стреловидность базового крыла по передней кромке | 57о | |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 385 | |
Взлетный вес (максимальный), кг | 195000 | |
Вес при посадке (максимальный), кг | 120000 | |
Вес пустого, кг | 91800 (85000) | |
Вес коммерческой нагрузки, кг | 15000 (10000) | |
Вес(объем) топлива, кг(л) | 98000 (100000) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ДТРДФ НК-144А | |
Тяга двигателя, кгс (режим) |
крейсерский сверхзвуковой | 5000 |
крейсерский дозвуковой | 3000 | |
взлетный на форсаже | 20000 | |
трансзвуковой на форсаже | 11800 | |
Тяговооруженность | 0.44 | |
Соотношение массы к форсажной тяге, кг/даН | 2,29 | |
Расход топлива, кг/км | 11,2 | |
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч (режим) |
крейсерский сверхзвуковой | 1,81 |
крейсерский дозвуковой | 0,92 | |
взлетный на форсаже | 1,65 | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета на высоте 18 км, км/ч (М=) | 2500 (2,35) | |
Крейсерская скорость, км/ч | 2200 (2300) | |
Скорость захода на посадку, км/ч | 290 | |
Посадочная скорость, км/ч | 270 | |
Практическая дальность полета, км | на сверхзвуковой скорости (нагр. 15 т) | 3080 |
на сверхзвуковой скорости (нагр. 7 т) | 3600 | |
на дозвуковой скорости | 4300 | |
Практический потолок, м | 20000 | |
Разбег, м | 1900 (2100) | |
Пробег, м | 1500 (1900) | |
Потребная длина ВПП, м | 3600 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, «Авиация и Космонавтика» 1/2000 /
- Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»
- «Ту-человек и самолет» / Л.Л.Кербер /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- Жизнь и смерть самолета «Ту-144». Расследование / «Огонек» 3'2000 /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Ту-144 ОКБ им. А.Н.ТУПОЛЕВА / Самолеты России и стран СНГ /