Ту-144
сверхзвуковой пассажирский самолет
Описание самолета. Ту-144 представляет собой выполненный по схеме
«бесхвостка» низкоплан. Оживальное крыло с отклоненным вниз носком имеет угол стреловидности передней кромки
78° в околофюзеляжных частях и 55° на всей остальной части.
Крыло самолета (удлинения 1,74 и сужения 7, многолонжеронной конструкции) состоит из основной и отъемных частей и имеет
кессонную конструкцию с силовой нагруженной обшивкой в виде фрезерованных крупногабаритных панелей вафельной конструкции из высокопрочных алюминиевых сплавов.
Управление самолетом осуществляется с помощью четырехсекционных элевонов (на каждой консоли) и двухсекционного руля направления, расположенного на классическом вертикальном оперении. Киль самолета, так же как и крыло, многолонжеронной конструкции, выполнен заодно с хвостовой частью фюзеляжа. Внутренний объем киля использован в качестве топливного кессон-бака.
Фюзеляж круглого сечения имеет носовой обтекатель кабины экипажа, отклоняющийся вниз под углом 12° в условиях взлета и на 17° при посадке. Остекление кабины экипажа прототипа состоит из двух передних, а также боковых окон. Носовой обтекатель снабжен четырьмя продольными удлиненными боковыми окнами, обеспечивающими видимость вперед во время его подъема и в крейсерском полете.
Фюзеляж прототипа предназначался для размещения 100-121 пассажиров.
Фюзеляж, состоящий из стрингеров, балок и шпангоутов, скрепленных с обшивкой, конструктивно разделяется на 3 части: носовую, центральную и хвостовую. В носовой части размещаются кабина экипажа (с фонарем, вписанным в обводы фюзеляжа) и отклоняемый носовой обтекатель, выполненный в виде многослойной конструкции из стеклопластика с сотовым заполнителем. Центральная часть, в которой располагаются пассажирские салоны, вместе с носовой частью составляет единый герметичный отсек. Окантовки иллюминаторов, входных, служебных и аварийных дверей изготовлены из фрезерованных панелей. Хвостовая часть фюзеляжа, являясь топливным кессон-баком, выполнена герметичной. Ее законцовка представляет собой контейнер тормозного парашюта.
Шасси - трехстоечное. Передняя стойка имеет спаренные колеса. В опытных образцах главные стойки были оснащены убираемыми в консоли крыла 12-колесными тележками
(3 оси). Такая схема уборки шасси была вызвана тем, что, в отличие от «Конкорда», место под фюзеляжем
было занято пакетом двигателей. Для размещения колес в крыле пришлось уменьшить их диаметр и увеличить количество.
Планер самолета рассчитан на ресурс 30000 ч и выполнен из сплавов алюминия и титана (преимущественно в виде монолитных укрупненных конструкций).
Титановые сплавы широко использованы в конструкции воздухозаборников, мотогондол и крыла.
Оборудование. Самолет оборудован современной электронной аппаратурой, обеспечивающей автоматическое управление на взлете, в полете и при посадке в сложных метеорологических условиях.
Впервые на отечественном пассажирском самолете пилотажно-навигационное оборудование было выполнен с использованием
цифровой вычислительной техники. Благодаря этому экипаж самолета состоит всего из трех человек: двух пилотов и бортинженера (выполнение полетного маршрута также контролируется бортовой автоматикой). Управление самолетом осуществляется при помощи электрогидравлической системы с необратимыми гидроусилителями. В каналах тангажа, курса и крена использованы автоматы загрузки командных рычагов управления, функционирующие в зависимости от угла их отклонения, а также скорости и высоты полета. В канале тангажа, кроме того, применена система автоматической балансировки.
Все основные системы самолета имеют многократное резервирование, что существенно повышает надежность. В целом Ту-144 создан в соответствии с международными нормами летной годности, предъявляемыми к пассажирским самолетам.
Двигательная установка. На опытном самолете использовалась силовая установка, состоящая из четырех турбовентиляторных двигателей НК-144
конструкции Н.Д.Кузнецова. Двигатели установили в пакет под фюзеляжем, что сократило возможный разворачивающий момент при выходе части из них из строя. Выход сопел расположен в плоскости, лежащей приблизительно на половине хорды элевонов.
Многорежимные двухконтурные двигатели с форсажем должны были обеспечить возможность эксплуатациии Ту-144 как на средних (дозвуковой полет), так и
дальних (сверхзвуковой) маршрутах
У первого опытного самолета два внешних двигателя должны были оборудоваться устройствами реверса тяги. Благодаря большой
энерговооруженности, механизации крыла, тормозным устройствам и реверсу тяги эксплуатация Ту-144 возможна на всех аэродромах 1 класса, имеющих бетонные взлетно-посадочные
полосы длиной 3000 м, рассчитанные на прием современных дозвуковых тяжелых реактивных
самолетов. Однако на продемонстрированном в 1971 г. самолете
реверс тяги был заменен тормозным парашютом. Двигатели снабжены индивидуальными регулируемыми воздухозаборниками прямоугольного сечения. Положение воздухозаборников относительно фюзеляжа соответствует положению косых скачков уплотнения под крылом при полете с крейсерской скоростью.
Топливо размещено в кессонных крыльевых баках (около 70 000 кг в опытных
самолетах). В самолете имеются балансировочные баки, которые расположены в задней части фюзеляжа и наплывах крыла и предназначены для изменения положения центра тяжести самолета во время перехода от дозвуковой скорости полета к сверхзвуковой.
Взрывобезопасность топливных баков обеспечена путем двойного азотирования топлива.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.Н.Туполева | ||
Обозначение | Ту-144 | ||
Обозначение NATO | Charger | ||
Тип | Cверхзвуковой пассажирский самолет | ||
Экипаж, чел. | 4 | ||
Первый полет | 31 декабря 1968 | ||
Количество пассажиров | 98 | 121 | |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 59,4 | ||
Высота самолета, м | 10,5 | ||
Размах крыла, м | 27,65 | ||
Площадь крыла, м2 | 438 | ||
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 411 | ||
Взлетный вес, кг | 130000 | 150000 | |
Взлетный вес (максимальный), кг | 180000 | ||
Вес пустого,кг | 85000 | ||
Вес топлива, кг | ок 70000 (92 000) | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 4 | ||
Двигатель | ДТРДФ НК-144 | ||
Тяга двигателя, кгс | максимал | 13000 | |
форсаж | 17500 | ||
Тяговооруженность | 0.44 | ||
Удельный расход топлива крейсерский сверхзвуковой режим, кг/кгс-ч |
2,23 | ||
Летные данные | |||
Максимальная скорость полета на высоте 17 км, км/ч (М=) | 2430 (2,35) | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 2300 | ||
Скорость захода на посадку, км/ч | 290 | ||
Посадочная скорость, км/ч | 270 | ||
Дальность полета (сверхзвуковая), км | 2920 | ||
Практический потолок, м | 20000 | ||
Пробег, м | 1500 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, «Авиация и Космонавтика» 1/2000 /
- Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»
- «Ту-человек и самолет» / Л.Л.Кербер /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- Жизнь и смерть самолета «Ту-144». Расследование / «Огонек» 3'2000 /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998- CD-ROM /
- «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
- «Самолеты страны советов» / Б.Л.Симаков, В.Б.Шавров, 1974 /
- Ту-144 ОКБ им. А.Н.ТУПОЛЕВА / Самолеты России и стран СНГ/