«156» (Ту-156)
Самолет ДРЛО
Ту-126 с комплексом «Лиана» могли удовлетворять требованиям по борьбе с воздушными целями до второй половины 60-х годов, до перехода самолетов
ударной авиации стран НАТО к действиям на малых и сверхмалых высотах. Одним из существенных недостатков комплекса
«Лиана» была его неспособность выделения низковысотных целей на фоне земли. Специальные тренировки экипажей Ту-126 позволили
снизить высоты полетов самолетов, с которых комплекс мог «подсвечивать» цели своим радиолокатором снизу. Однако это являлось лишь частичным решением, ПВО требовался новый комплекс, способный отслеживать цели на
малых высотах на фоне земли. Тем не менее, действуя совместно с истребителями-перехватчиками, в том числе и с
дальними туполевскими Ту-128, самолеты и их бортовые комплексы работали в системе ПВО СССР в течение более чем десяти лет, обеспечивая прикрытие нашего воздушного пространства. В 1984 году Ту-126 снимаются с
вооружения и заменяются на А-50 с радиотехническим комплексом «Шмель», более полно отвечавшим современному уровню развития радиоэлектронной техники и требованиям
борьбы с маловысотными целями.
Таким образом, уже к моменту развертывания комплекса Ту-126, он, в
свете новых требований, стал постепенно устаревать. С учетом создавшейся ситуации во второй половине 60-х годов
в СССР начались научно-конструкторские работы по созданию нового авиационного комплекса дальнего радиолокационного дозора, способного эффективно работать по низковысотным целям. В проектирование запускается новый радиолокационный комплекс с радиолокатором дальнего наблюдения
«Шмель», с антенной системой «Гриб», аналогичной применявшейся на Ту-126.
В 1969 году принимается правительственное решение о начале разработки
нового самолета-носителя под комплекс «Шмель». Одним из условий, определявших ход предстоящей работы, стало
требование военных по использованию в качестве базового самолета одной из
серийных тяжелых машин. ОКБ А.Н.Туполева на основании правительственного решения подключилось к работам
по созданию нового перспективного самолета ДРЛО. В 1970 году подготавливается аванпроект по данной теме, получившей по ОКБ шифр самолет
«156». В аванпроекте для самолета ДРЛО рассматривалось использование нескольких
машин разработки ОКБ. Анализу подверглись Ту-142М, Ту-154 и Ту-126.
Ту-142М отвергли из-за сложности нормального размещения аппаратуры комплекса
«Шмель» на самолете из-за малого диаметра и объема фюзеляжа, хотя
ВВС настаивали именно на Ту-142М (повторялась один в один история с первоначальным выбором Ту-95 для Ту-126). Ту-154 отвергли из-за необходимости существенной переделки базовой
конструкции и сравнительно небольшой продолжительности полета.
Наиболее подходящим для этих целей, как показал проведенный анализ, оказался
«старичок» Ту-126, но поскольку его производство к тому времени на КуАЗ-е
свернули и всю оснастку разобрали, этот выбор носил чисто «академический»
характер. Анализ самолета-носителя комплекса «Шмель» в данном случае
давал исходный материал для проектирования нового самолета. В последствии
в ОКБ такую попытку предприняли: под комплекс «Шмель» был подготовлен
аванпроект совершенно нового самолета Ту-156 («156») с четырьмя двигателями Д-30КП, близкого по своим основным компоновочным решениям к
американскому E-3A. Столь радикальное предложение ОКБ принято не было,
заказчик настаивал на использование одного из серийных самолетов. В результате выбор ВВС пал на проект А-50,
предусматривавший использование серийного транспортного Ил-76МД.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | «156» | |
Тип | самолет ДРЛО | |
Проект | 1969 г. | |
Экипаж, чел. | 9 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина фюзеляжа, м | 52,5 | |
Размах крыла, м | 45,8 | |
Высота самолета на стоянке, м | 14,6 | |
Площадь крыла, м2 | 307 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 182000 | |
Масса пустого самолета, кг | 107350 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ДТРД Д-30КП | |
Тяга двигателя, кгс | 4х 12000 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Крейсерская скорость полета, км/ч | 720 | |
Практический потолок, м | 10000 | |
Практическая дальность полета, км | без дозаправки | 5200 |
с одной дозаправкой | 6800 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика № 3.2000