«404» (Ту-404)
Аэробус сверхбольшой пассажировместимости
С 1991 года, практически одновременно с работами по Ту-304,
в ОКБ им.А.Н.Туполева велись научно-исследовательские
работы по созданию аэробуса сверхбольшой пассажировместимости. Новый проект,
получивший обозначение Ту-404, рассчитывался на перевозку 1200 пассажиров на дальность
12000-13000 км. В ОКБ прорабатывалось несколько вариантов возможных компоновок такого самолета. В частности велись работы над
вариантом Ту-404 по схеме летающего крыла. Силовая установка самолета должна была
состоять из 6 винто-вентиляторных ТРД с толкающими винтами с взлетной тягой по 18000
кгс и удельным расходом топлива на крейсерском режиме 0,644 кг/ кгс.ч.
Двигатели устанавливались в хвостовой части центроплана крыла-фюзеляжа. В этой же
центропланной части крыла-фюзеляжа размещались шесть пассажирских салонов, рассчитанных на 1214 пассажиров.
Вертикальное оперение выполнялось двухкилевым, U-образное, с фальшкилями и крепилось к
задней части крыла-фюзеляжа. К крылу-фюзеляжу со стреловидностью по передней кромке 45
градусов стыковались стреловидные отъемные части крыла (стреловидностью 35
градусов), представлявшие кессон-баки, в которых находился основной запас топлива.
Кроме этого варианта, в работе находился проект Ту-404, выполненный по
нормальной схеме. По этому проекту Ту-404 представлял собой двухпалубный
пассажирский самолет класса аэробус, рассчитанный на перевозку 1200 человек в
экономическом классе на дальность до 10000 км.
На нижней палубе могло размещаться 700 человек, на верхней - 500 человек. Нижняя
часть фюзеляжа представляла большие грузовые отсеки для перевозки различных грузов в стандартных контейнерах.
Предполагалась конверсия самолета в смешанный грузопассажирский вариант с
одной верхней пассажирской палубой и увеличенным грузовым отсеком, а также в
чисто грузовой вариант. Низкорасположенное стреловидное крыло с углом стреловидности
35 градусов имело мощную механизацию: многосекционные предкрылки по всей
передней кромке, многосекционные интерцепторы-флайпероны, элероны для управления на малых скоростях и щитки-закрылки.
На концах крыла имелись вертикальные крылышки-шайбы. Хвостовое оперение -
стреловидное большой площади, с нормальным органами управления. Каждая половина руля
высоты выполнялась двухсекционной. Силовая установка - четыре двигателя НК-44 или Роллс-Ройс
"Трент", с установкой их на пилонах под крылом. Шасси самолета многотележочное, с
многоколесными тележками, убирающимися в фюзеляж и в центроплан. Работы по Ту-404 не
вышли из стадии начального проектирования и обсуждений концепции подобного самолета
с заказчиком. Модель самолета в варианте летающего крыла выставлялась на международных выставках.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | АНТК им.А.Н.Туполева | ||
Обозначение | «404» (Ту-404) | ||
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет большой пассажировместимости | ||
Компоновка | «нормальная» | «летающее крыло» | |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 86,6 | 59,7 | |
Размах крыла, м | 77 | 110 | |
Высота, м | 27,3 | 18,8 | |
Длина фюзеляжа, м | 86,4 | ||
Высота фюзеляжа, м | 9,4 | ||
Ширина фюзеляжа, м | 8,0 | ||
Площадь крыла, м2 | |||
Угол стреловидности крыла | 35° | 35° | |
Максимальная взлетная масса, кг | 605000 | ||
Максимальная посадочная масса, кг | 460000 | ||
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 126000 | ||
Максимальный запас топлива, кг | |||
Пассажировместимость, чел | в варианте третьего класса | 750 | |
в экономическом классе | 1200 | 1214 | |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 4 | 6 | |
Тип двигателей | ДТРД НК-44 | ВВлД | |
Тяга двигателя (взлетная), кгс | 40000 | 18000 | |
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс ч | 0,54 | 0,644 | |
Расход топлива на 1 пассажира, г/пасс. км | для 750 пасс. | 20 | |
для 1200 пасс. | 14 | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Крейсерская скорость полета, км/ч (М=) | 900 | ||
Крейсерская высота полета, м | 11000 | ||
Практическая дальность полета с коммерческой нагрузкой, км | расчетной | 13500 | |
максимальной | 9200 | ||
Потребный класс ВПП | "А" | ||
Взлетная дистанция, м | 3200 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, «Авиация и Космонавтика» № 10/2000 /