АНТК им.А.Н.Туполева

«404» (Ту-404)
Аэробус сверхбольшой пассажировместимости

    С 1991 года, практически одновременно с работами по Ту-304, в ОКБ им.А.Н.Туполева велись научно-исследовательские работы по созданию аэробуса сверхбольшой пассажировместимости. Новый проект, получивший обозначение Ту-404, рассчитывался на перевозку 1200 пассажиров на дальность 12000-13000 км. В ОКБ прорабатывалось несколько вариантов возможных компоновок такого самолета. В частности велись работы над вариантом Ту-404 по схеме летающего крыла. Силовая установка самолета должна была состоять из 6 винто-вентиляторных ТРД с толкающими винтами с взлетной тягой по 18000 кгс и удельным расходом топлива на крейсерском режиме 0,644 кг/ кгс.ч.Модель Ту-404 Двигатели устанавливались в хвостовой части центроплана крыла-фюзеляжа. В этой же центропланной части крыла-фюзеляжа размещались шесть пассажирских салонов, рассчитанных на 1214 пассажиров. Вертикальное оперение выполнялось двухкилевым, U-образное, с фальшкилями и крепилось к задней части крыла-фюзеляжа. К крылу-фюзеляжу со стреловидностью по передней кромке 45 градусов стыковались стреловидные отъемные части крыла (стреловидностью 35 градусов), представлявшие кессон-баки, в которых находился основной запас топлива.
    Кроме этого варианта, в работе находился проект Ту-404, выполненный по нормальной схеме. По этому проекту Ту-404 представлял собой двухпалубный пассажирский самолет класса аэробус, рассчитанный на перевозку 1200 человек в экономическом классе на дальность до 10000 км. На нижней палубе могло размещаться 700 человек, на верхней - 500 человек. Нижняя часть фюзеляжа представляла большие грузовые отсеки для перевозки различных грузов в стандартных контейнерах. Предполагалась конверсия самолета в смешанный грузопассажирский вариант с одной верхней пассажирской палубой и увеличенным грузовым отсеком, а также в чисто грузовой вариант. Низкорасположенное стреловидное крыло с углом стреловидности 35 градусов имело мощную механизацию: многосекционные предкрылки по всей передней кромке, многосекционные интерцепторы-флайпероны, элероны для управления на малых скоростях и щитки-закрылки. На концах крыла имелись вертикальные крылышки-шайбы. Хвостовое оперение - стреловидное большой площади, с нормальным органами управления. Каждая половина руля высоты выполнялась двухсекционной. Силовая установка - четыре двигателя НК-44 или Роллс-Ройс "Трент", с установкой их на пилонах под крылом. Шасси самолета многотележочное, с многоколесными тележками, убирающимися в фюзеляж и в центроплан. Работы по Ту-404 не вышли из стадии начального проектирования и обсуждений концепции подобного самолета с заказчиком. Модель самолета в варианте летающего крыла выставлялась на международных выставках.

Описание
Конструкция АНТК им.А.Н.Туполева
Обозначение «404» (Ту-404)
Тип Дальнемагистральный пассажирский самолет большой пассажировместимости
Компоновка «нормальная» «летающее крыло»
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 86,6 59,7
Размах крыла, м 77 110
Высота, м 27,3 18,8
Длина фюзеляжа, м 86,4  
Высота фюзеляжа, м 9,4  
Ширина фюзеляжа, м 8,0  
Площадь крыла, м2  
Угол стреловидности крыла 35° 35°
Максимальная взлетная масса, кг 605000  
Максимальная посадочная масса, кг 460000  
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 126000  
Максимальный запас топлива, кг  
Пассажировместимость, чел в варианте третьего класса 750  
в экономическом классе 1200 1214
Силовая установка
Число двигателей 4 6
Тип двигателей ДТРД НК-44 ВВлД
Тяга двигателя (взлетная), кгс 40000 18000
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,54 0,644
Расход топлива на 1 пассажира, г/пасс. км для 750 пасс. 20  
для 1200 пасс. 14  
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость полета, км/ч (М=) 900
Крейсерская высота полета, м 11000
Практическая дальность полета с коммерческой нагрузкой, км расчетной 13500
максимальной 9200
Потребный класс ВПП "А"
Взлетная дистанция, м 3200

Схема "404" - летающее крыло

Источники информации:

  1. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, «Авиация и Космонавтика» № 10/2000 /