Р-33 (К-33, изделие 410, AA-9 «Amos»)
УР «воздух-воздух» большой дальности
Разработка ракеты Р-33 началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения
перехватчика МиГ-25П в целом.
В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась
разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии
МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон»;
(ракета могла быть использована и для перехватчика Ту-148).
Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120
км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела»; А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисновата по
ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс
К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива - К-13 и К-23.
Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В.
Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие - заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.
Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под
крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем
разработчики перешли на нормальную аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое
аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности.
Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения
аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты
от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на
схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного
боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по
длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на
длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение
корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало
стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну
большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем
носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а
размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться
только катапультный старт ракеты.
Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты
ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН.
Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка
ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.
В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в
установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон»
применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило
одновременное наведение нескольких ракете полуактивными ГСН на различные цели без принятого
на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую
аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникс» бортового оборудования
проявилась в ее цене - без малого миллион долларов за каждую ракету.
Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика
угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении
первой трети его продолжительности.
Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением
чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация
МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер
воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33
отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету.
Ракета, состоящая из четырех соединенных силовыми хомутами отсеков, выполнена
по ставшей уже классической компоновочной схеме. В первом отсеке располагается
полуактивная ГСН, за ней - контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель,
во втором отсеке - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с
размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом. Третий отсек
представляет собой однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и
сопловым блоком, вокруг которых скомпонован четвертый отсек с установленными в
нем газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми
машинами, работающими на горячем газе.
Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для
отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории - два
самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК "Взлет". С самолета-лаборатории
Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с
рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и
МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на
самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по
отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.
В ходе летных испытаний, проведенных в 1975..1980 гг. была отработана
конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система
управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки
самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного
устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 г. до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.
Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с "Вымпелом" при выпуске зенитных ракет комплекса "Куб". Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета "красных" получила обозначение АА-9 Amos.
Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого
начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты - Р-33С с активной РГСН. Производилась серийно с 1989 до 1996 года.
На МиГ-31М возможна подвеска до 6 Р-33С
и одновременное поражение до 6 целей.
На экспорт предлагается под обозначением Р-33Э.
Источники информации:
- Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» / Р.Архангельский, «Авиация и Космонавтика» 3'2003 /
- «Авиация и Космонавтика» 8'99
- «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
- "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс" / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- AA-9 AMOS / FAS /
- Russian Air-to-Air Missile AA-9 (Amos) / Watson's military page /