В 1910 году на базе Учебного воздухоплавательного парка, располагавшегося на Волковом поле на южной окраине Санкт-Петербурга, была сформирована Офицерская воздухоплавательная школа (ОВШ). Это военно-учебное заведение русской императорской армии предназначалось для подготовки аэронавтов (лётчиков) офицеров воздухоплавательных частей. Начальник школы — генерал-майор А.М.Кованько.
25 октября 1910 г. на аэродроме Петербургской офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ) в Гатчине начато обучение полетам на аэроплане офицеров-воздухоплавателей (инструктор — Г.Г.Горшков). В 1911 г. при ОВШ был учрежден временный авиационный отдел для подготовки военных летчиков. В сентябре 1912 года вместо временного был сформирован постоянный авиационный отдел в Гатчине, который предназначался для подготовки офицеров и нижних чинов к службе в авиационных отрядах воздухоплавательных рот и производства опытов и проверок на практике пригодности для военных целей новых летательных аппаратов. Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся, так называемый солдатский класс.
19 июля 1914 года на базе авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы была образована Гатчинская военно-авиационная школа. Полковник С.А.Ульянин был назначен начальником школы. В 1914-1915 годах в школе обучались 175 лётчиков-офицеров, 57 лётчиков-солдат, 20 офицеров-добровольцев. Среди выпускников школы (включая авиационный отдел ОВШ) — М.С.Бабушкин, Н.Е.Крутень, Б.Н.Кудрин, Я.И.Нагурский, П.Н.Нестеров, А.В.Панкратьев, М.Т.Слепнев и другие выдающиеся лётчики.
В 1917 году после февральской революции занятия в школе продолжались, но с перерывами в снабжении самолётами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор; 15-й и 16-й наборы школу уже не закончили.
1 апреля 1918 года Гатчинская школа получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». В ней велась подготовка лётчиков разведывательной авиации.
В связи с угрозой немецкого наступления на Петроград было принято решение об эвакуации школы в Самару. Эвакуации подлежали 300 самолётов, большое количество запасных частей и моторов, обширное складское хозяйство, ангарное имущество, авиационные мастерские. Первые поезда были отправлены в феврале. До Самары поезда с имуществом Гатчинской школы не дошли, так как Самара была захвачена белочехами. В результате некоторое время 1-я Народная социалистическая авиационная Школа существовала как отдел Московской авиашколы, при этом дислоцируясь в Казани (угол улиц Гоголя и Красной, дом Троицкой). Отправленные позже 10 поездов с самолётами и оборудованием были направлены в Егорьевск под Москву, положив начало Егорьевской авиашколе.
Начальники:
- 19.07.1914-1916 (?) — генерал-майор С.А.Ульянин
- ? — 08.06.1917 — капитан Д.А.Борейко
- 09.06-12.08.1917 — капитан Шереметевский
- 12.08.1917-1918 — капитан Д.А.Борейко
Выпускники и инструкторы — летчики-испытатели
Источники информации:
- Офицерская воздухоплавательная школа / Wiki /
- Офицерская школа авиации (Гатчина) / Офицеры РИА /
1 апреля 1918 года Гатчинская школа получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». В ней велась подготовка лётчиков разведывательной авиации.