British Aircraft Corporation

ВАС (British Aircraft Corp. Ltd.) — британская авиастроительная компания, сформированная путём слияния English Electric Aviation Ltd., Vickers-Armstrongs,
Bristol Aeroplane Company и Hunting Aircraft в 1960 году, учредители получили пакеты 40 %, 40 % и 20 % соответственно.
В свою очередь, BAC получила акционерный капитал их авиастроительных филиалов и спустя несколько месяцев приобрела 70 % акций Hunting Aircraft.

BAC создана в результате заявлений правительства Великобритании о том, что оно ожидает консолидации в сфере самолётостроения, разработки управляемого вооружения и авидвигателей.
Правительство пообещало простимулировать такой шаг, в том числе выдачей контракта на разработку сверхзвукового ударного самолёта BAC TSR-2 (англ. BAC TSR-2), финансовой поддержкой государственных НИОКР и гарантиями оказания помощи в запуске работ по созданию «новых, перспективных видов гражданских самолетов».

При формировании BAC подразделение по автомобилям компании Bristol Aeroplane Company не участвовало в объединении, а осталось в собственности Сэра Джорджа Уайта, чья семья в 1910 году была основателем British and Colonial Aeroplane Company (позднее ставшей Bristol Aeroplane Company).

Большинство разработок перешли к BAC от сформировавших его компаний. BAC не изменяла наименования ранее созданных компаниями конструкций, например авиалайнер VC10 так и остался Vickers VC10. Первой моделью, носившей аббревиатуру BAC, стал в 1961 году авиалайнер BAC One-Eleven (BAC 1-11), разработанный Hunting Aircraft. Bristol избегали рынка дозвуковых авиалайнеров и работали над проектом сверхзвукового пассажирского авиатранспорта Bristol 223, который в конечном итоге объединился с аналогичной программой французской компании Sud Aviation (сейчас Aérospatiale) для реализации англо-французского предприятия Concorde. Первые контракты были подписаны Concorde с авиакомпаниями Air France и BOAC в сентябре 1972 года.

В 1963 году BAC приобрела ранее самостоятельные подразделения по управляемым вооружениям компаний English Electric и Bristol для формирования нового дочернего предприятия — British Aircraft Corporation (Guided Weapons). Компания пользовалась определенным успехом, как разработчик ракет Rapier, Sea Skua и Sea Wolf. BAC в конечном итоге расширила это подразделение, включив в него отделения по электронике и космическим системам и в 1966 году, установив отношения с Hughes Aircraft, которые стали впоследствии весьма плодотворными. Хьюз выполняла многие крупные контракты для BAC, в том числе разработку и изготовление подсистем спутников Intelsat.

Прекращение работ по проекту TSR-2 в апреле 1965 года было серьёзным ударом для новой компании. После успешных полётов прототипа этого самолета — XR219 — политическое давление заставило компанию прекратить разработку, а оставшиеся планеры (за исключением двух) и большая часть вспомогательного оборудования и документации были уничтожены. Учитывая многочисленные отмены государственных контрактов в 1960-х годах, проект BAC 1-11, возможно, спас компанию.

В мае 1966 года BAC и Breguet Aviation сформировали совместное предприятие SEPECAT, для управления программой разработки ударного истребителя Jaguar. Первый из восьми прототипов совершил первый полёт 8 сентября 1968 года, а ввод самолёта в эксплуатацию в ВВС Франции был завершён к 1973 году, когда Breguet уже стала частью Dassault Aviation.

Также в 1966 году Rolls-Royce приобрела у Bristol Aeroplane её бизнес авиационных двигателей — компанию Bristol Siddeley Engines, но при этом заявила, что не имеет заинтересованности в акционерном капитале BAC. То же самое Rolls-Royce заявляла и в 1971 году, хотя позднее, в том же году, Rolls-Royce была объявлена банкротом. 20 % её акций, в конце концов, приобрели у конкурсного управляющего компании Виккерс и GEC, которая ранее в 1968 году приобрела English Electric.

В 1967 году британские, французские и немецкие власти договорились приступить к разработке 300-местного Airbus A300. BAC высказывалась против этого предложения, в пользу своего проекта BAC Three-Eleven, задуманного как большой широкофюзеляжный авиалайнер, аналогичный Airbus A300, Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Подобно BAC One-Eleven, на нём в хвостовой части, должны были устанавливаться два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce. Британская национальная авиакомпания BEA хотела заказать самолёты этого типа, но из-за вмешательства правительства сделка не была осуществлена, в пользу Airbus. BAC было отказано в финансировании разработки и Hawker Siddeley выиграла контракт на создание планера Airbus.

В июне 1967 года англо-французский проект AFVG (Anglo French Variable Geometry aircraft) разработки ударного самолёта с изменяемой геометрией крыла был отменён, по причине выхода из него французской стороны. После чего Великобритания обратилась к национальному проекту UKVG (UK Variable Geometry), по которому BAC Уортон (Warton Aerodrome) получила контракт на разработку от Министерства технологии (Ministry of Technology). Эти работы, в конце концов, стали известны как программа «BAC Advanced Combat Aircraf». В 1968 году Великобритании было предложено присоединиться к Канаде и консорциуму F-104 (в него входили: Германия, Италия, Бельгия и Нидерланды), которые хотели заменить эксплуатируемые ими типы самолетов на самолёт унифицированной конструкции, впоследствии названный как «многоцелевой боевой самолёт» MRCA (Multi Role Combat Aircraft).

26 марта 1969 года, компаниями BAC, MBB (Messerschmitt-Bölkow-Blohm), Fiat и Fokker была образована Panavia Aircraft GmbH (Panavia Aircraft GmbH). В начале 1970 года было предложено два варианта самолета: одноместный Panavia 100 и двухместный Panavia 200. Королевские ВВС высказались за двухместный вариант, такую же позицию заняла Германия, первоначально предпочитавшая одноместный.

В сентябре 1971 года правительства Великобритании, Италии и Германии подписали Протокол о намерениях с Panavia Aircraft GmbH. 30 октября 1974 года первый британский прототип (второй лётный образец) взлетел с аэродрома Уортон, принадлежавшего BAC. Трое правительств подписали контракт на производство установочной партии самолётов 29 июля 1976 года. BAC, а затем и British Aerospace (BAe) поставит Королевским ВВС 228 Tornado GR1 и 152 Tornado F3.

29 апреля 1977 года BAC, группа компаний Hawker Siddeley и Scottish Aviation были национализированы и объединены в соответствии с положениями «закона об Авиационной и Судостроительной промышленности» (Aircraft and Shipbuilding Industries Act). Эта новая группа была создана как корпорация British Aerospace (BAe).

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *