Fairey

Fairey F.D.2
экспериментальный самолет

F.D.2 у ангара     Проблемой треугольного крыла фирма «Fairey» начала заниматься уже во время второй мировой войны. Основные работы развернулись в 1947 г. во время создания опытного образца истребителя вертикального взлета и посадки F.D.I. Облетанный 12 марта 1951 г. самолет так и не вышел из стадии опытных работ, и его последующее назначение сводилось к исследованию свойств треугольного крыла при малых скоростях полета, поскольку установленный на нем двигатель «Дервент» 8 фирмы «Роллс-Ройс» имел тягу лишь 15,98 кН. П.ТвиссВ этой ситуации в 1949 г. было предпринято изучение концепции самолета для проведения исследований в области сверхзвуковых скоростей, а в 1950 г. было установлено, что вполне возможна разработка боевого сверхзвукового самолета.
    Под руководством H.Chaplin был спроектирован самолет с тонким треугольным крылом. Для исследований сверхзвукового полета были заказаны 2 экспериментальных машины - WG774 и WG777. К началу января 1951 проект был близок к завершению, но его Т-образное хвостовое оперение вело к избытку веса в 91 кг. Расчетная максимальная скорость горизонтального полета должна была составить М=1,3 и М=1,7 в пикировании.
    В начале 1952 г. с изменением спецификаций от горизонтального хвостового оперения отказались. Первый полет F.D.2 был намечен на октябрь 1953, но занятость Fairey по программе Gannet настолько задержало работу, что постройка самолета началась только летом 1952 (под руководством Р.Ликли). В июле 1955 некоторое время рассматривался вариант с дополнительными ПВРД. Рекордсмен
    Треугольное крыло обеспечивало жесткость и прочность, но при схеме «бесхвостка» вынуждало вести посадку на больших углах атаки. Чтобы избежать ухудшения видимости при посадке носовая часть фюзеляжа была выполнена отклоняемой, что впоследствии было использовано на Concorde.
    6 октября 1954 г. первый F.D.2 совершил полет в Boscombe Down под управлением L.Twiss. Первые 17 полетов были выполнены на дозвуковой скорости. В последнем была совершена вынужденная посадка на «брюхо», после чего самолет восстанавливался в течении 8 месяцев.
    После ремонта, в октябре 1955 г. впервые была преодолена скорость звука. Причем без включения форсажа! В то же время американский F-102 с более мощным двигателем никак не мог преодолеть звуковой барьер. Во время последующих полетов скорость существенно возрастала и в ноябре достигла 1,56 М (1654 км/час/1028 миль/час) на высоте 10975 м (36000 футов). 15 февраля 1956 г. взлетает второй F.D.2 и достигает сверхзуковой скорости в первом же полете. Было принято решение установить абсолютный мировой рекорд скорости, который в то время был равен 1323 км/час (822 миль/час) и принадлежал североамериканскому истребителю F-100 Супер Сейбр (Super Sabre)."Сладкая парочка"
    10 марта 1956 г. на самолете F.D.2 WG774 был установлен рекорд скорости на базе 15 км. Взлетев в 11.22 с аэродрома Boscombe Down, Peter Twiss пролетел мерную базу на высоте 11 600 м в обоих направлениях со скоростями 1798 и 1846 км/ч (средняя скорость 1821,39 км/час (1132 миль/час; М=1,731). Рекордный полет длился 23 мин, за это время самолет пролетел расстояние 386 км. Несмотря на продолжительное время полета, было отмечено нагревание конструкции кабины до + 50°С (при температуре окружающего воздуха -60°С).
    На первом самолете был установлен двигатель Rolls-Royce «Avon» RA5, а на втором (WG777) - RA28, тяга которого была на 450 кг больше. В дальнейшем оба самолета использовались в разнообразных исследовательских работах. В 60-х годах первый самолет был передан корпорации Бритиш Эйркрафт (British Aircraft Corporation), получил там обозначение ВАС 221 и был оснащен для летных и испытаний в аэродинамической трубе полностью новым оживальным крылом той формы, которая впоследствии использовалась на авиалайнере «Конкорд» (Concordе). Оба экспериментальных самолета сохранились до настоящего времени.

Посадка F.D.2

Delta 2Рисунок Delta 2

Источники информации:

  1. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  2. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  3. Книга Гиннеса об авиации / М.Тейлор и Д.Мандрэй, 1997 /
  4. «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
  5. Le Fairey Delta III / Prototypes /