
Boeing-747-200
Дальнемагистральный пассажирский самолет
В связи с потребностью в самолете с большей дальностью полета фирма Боинг
в первой половине 1970 г. разработала модификацию 747-200В, отличавшуюся увеличенными взлетной массой и дальностью
полета.
10 сентября 1970 состоялась выкатка с завода первого 747-200. 11 октября он совершает первый полет, а в конце декабря самолет был сертифицирован FM. В середине января 1971 г. первый самолет 747-200В получила голландская авиакомпания KLM, где он в июне начал регулярные рейсы.
Данная модификация выпускалась серийно в 1972-1988 гг. Всего было поставлено 393 самолета 747-200 (225 - пассажирских, 78 - комби, 73 - грузовых, 13 - конвертируемых, 4 - военных), последний из них - в 1991 г.
На самолете установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам ARINC 530 и 570.
Первоначально самолеты выпускались с двигателями Пратт-Уитни JT9D. В августе 1972 г. фирма Боинг достигла соглашения с фирмой «Дженерал Электрик» по использованию на самолете двигателей CF6-50E. Первый полет с этими двигателями самолет выполнил в конце июня 1973 г. Для английской авиакомпании «Бритиш Эруэйз» был создан вариант с двигателями Роллс-Ройс RB211. Первый полет такого самолета состоялся в сентябре 1976 г. Использовались также ТРДД Дженерал Электрик CF6-50E1 или Е2 (4 х 23625 кгс); Пратт-Уитни JT9D-3AW (4 х 20430 кгс), -7FW (4 х 22700 кгс) или -7R4G2 (4 х 24635 кгс); Роллс-Ройс RB211-524В2 (4 х 22545 кгс), -524С2 (4 х 23390 кгс) или -524D4 (4 х 23850 кгс).

Начиная с варианта 747-200В, все последующие модификации самолета 747 стали выпускаться по желанию заказчика с двигателями любой из трех фирм.
200-е модели были первыми среди семейства 747-х, которые, помимо пассажирского, были предложены также в грузовом, комбинированном и конвертируемом вариантах.
23 ноября 1971 г. первый 747-200 Freighter покинул завод и 30 нября совершил первый вылет. С 19 апреля 1972 г. вошел в эксплуатацию в Lufthansa German Airlines. Носовая часть этого специализированного грузового варианта самолета Модель 747-200 открывается вперед и вверх, обеспечивая доступ в грузовую кабину. Имеется погрузочная система, которой могут управлять два человека. Некоторые самолеты имели дополнительно боковую грузовую дверья дверь размером 3,04 х 3,4 м, расположенную с левого борта за крылом. В кабине объемом 946 куб.м возможна перевозка грузов массой до 112491 кг. 747-200F мог с 90 т груза пересечь Соединенные Штаты или Атлантику. Его эксплуатационные расходы были на 35% ниже, чем у 707 Freighter.

28 февраля 1973 г. появляется конвертируемый вариант 747-200 Convertible. 23 марта он впервые поднимается в небо, а уже в мае начинается его эксплуатация в U.S.-based World Airways.
Эта модель была оборудована для использования в пассажирской или грузовой конфигурации, или в любой из пяти предопределенных грузопассажирских модификаций. Такая универсальность позволяла использовать самолеты для перевозки пассажиров летом, и грузов - зимой, когда пассажиропоток спадал. 747-200 Convertible имел носовой грузовой люк аналогично 747-200F.
30 октября 1974 состоялась выкатка 747-200 Combi, а 11 ноября - первый полет. С 7 марта 1975 г. эта модель - в коммерческой эксплуатации авиакомпании Air Canada. 747-200В Combi имел грузовую дверь, расположенную с левого борта, и усиленный пол кабин. Самолет можно было использовать в пассажирской или грузо-пассажирской конфигурации, причем пассажиры и груз были отделены подвижной или съемной переборкой. Хвостовая часть кабины оборудована для перевозки до 12 поддонов.
19 ноября Boeing выпускает 500-й самолет семейства 747. Им стал 747-200 Combi, поставленный 17 февраля 1981 г. Scandinavian Airlines System (Швеция).

12 747-200B и -200B Combi были переоборудованы в 747SUD с удлиненной верхней палубой.
747-200 послужил основой для создания для ВВС США воздушных командных пунктов управления и наведения E-4 Advanced Airborne Command Post.
5 июня 1986 г. ВВС США заказывают 2 самолета Boeing 727-200 для президента США. В августе 1990 г. первый из них, переоборудованный в вариант VC-25A, поступил в ВВС для использования в качестве президентского самолета «Air Force One».
1 сентября 1983 г. (18.26) Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании KAL, нарушивший воздушное пространство СССР над Камчаткой и Сахалином, был сбит советским перехватчиком Су-15.
В августе 1990 - марте 1991 гг. 747-е участвует в операции «Шторм в Пустыне», перевезя 644000 солдат и 220000 тонн груза на Ближний Восток и обратно.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Boeing | |
Обозначение | Boeing 747-200B | |
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет большой вместимости | |
Первый полет | 11 октября 1970 г. | |
Экипаж, чел. | 3 | |
Число пассажиров, чел. | 3-х классная конфигурация | 366 |
2-х классная конфигурация | 452 | |
максимальное | 490 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина самолета, м | 70,66 | |
Размах крыла, м | 59,64 | |
Высота самолета, м | 19,33 | |
Диаметр фюзеляжа, м | 6,5 | |
Площадь крыла, м2 | 510,9 | |
Размеры пассажирской кабины, м (м3) | длина | 57 |
максимальная ширина | 6,13 | |
максимальная высота | 2,54 | |
объем | (789) | |
Максимальный вес, кг | взлетный | 374850 |
посадочный | 285700 | |
Вес пустого снаряженного, кг | 169700 | |
Вес самолета без топлива, кг | 238800 | |
Коммерческая нагрузка, кг | 69,1 | |
Объем коммерческого груза, м3 | 30 контейнеров LD-1 | 175.3 |
5 грузовых поддонов, 14 LD-1 контейнеров | 155.6 | |
Запас топлива, л | типовой | 199158 |
максимальный | 204360 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ДТРД Pratt & Whitney JT9D-7R4G2 | |
Тяга двигателя, кгс | 4 х 24635 | |
Уровень шума, ЕРN дБ | при взлете | 106-109 |
сбоку от ВПП | 98-99 | |
при заходе на посадку | 106-107 | |
Летные данные | ||
Cкорость, км/ч (М=) | крейсерская на высоте 10600 м | 895 (0,84) |
максимальная | 942 | |
Практический потолок, м | 13720 | |
Дальность полета, км | с максимальным запасом топлива | 12150 (12700) |
дальность полета с 452 пассажирами и багажом (с резервами топлива) | 10670 | |
Потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря, м | 3190 |
Источники информации:
- Boeing 747 family / Boeing /
- 747-200 / Справочник воздушных судов /
- Boeing 747 / Уголок неба /
- Boeing Model 747 (Боинг Модель 747) / Авиация от A до Z /
- Boeing 747 / MOW Plane Spotting /