Boeing-747-400
Дальнемагистральный пассажирский самолет
В октябре 1985 г. фирма «Боинг»
объявила о разработке усовершенствованной модификации самолета 747-300.
Новый вариант отличается от предыдущих не только удлиненной верхней пассажирской
кабиной (как на самолете 747-300), но и увеличенным на 3,66 м размахом крыла (на
концах которого расположены уменьшающие лобовое сопротивление вертикальные
аэродинамические поверхности высотой 1,83 м),
двухместной кабиной экипажа, наличием цифрового комплекса авионики EFIS и более
мощными ТРДД, оснащенными электронной системой управления FADEC. В конструкции
крыла применены сплавы, используемые на самолетах Боинг 757 и 767, в результате чего
масса конструкции снижена на 2,7 т.
В 3-х классной конфигурации самолет может перевозить 416 пассажиров: 23
в первом классе, 78 в бизнес-классе и 315 в эконом-классе. При увеличении
пассажировместимости по сравнению с 747-300 на 10 %, расход топлива на 1 пассажира, благодаря
более экономичным двигателям, сократился на 25 %.
26 января 1988 г. состоялась выкатка первого 747-400. Первый полет опытного
самолета (с ТРДД PW4056) был выполнен 29 апреля, в начале января 1989 г. самолет был
сертифицирован, и в конце того же месяца авиакомпания Northwest Airlines (США) получила
первый самолет. В мае 1989 г. был сертифицирован самолет с ТРДД фирмы «Дженерал
Электрик», а в июне 1989 г. - с двигателями фирмы «Роллс-Ройс».
«Стеклянная» (с МФД) пилотская кабина и оборудование спланировано так хорошо, что
самолет управляется экипажем из двух человек. Число органов управления и
индикации сократилось с 971 (747-100) до 365. Самолетовождение с большой
точностью обеспечивается стандартными системами авиационного электронного
оборудования и инерциальными навигационными системами.
Выпускается серийно с 1989 г. К началу 1997 г. было продано 437
самолетов данной модификации, поставлен 291. Всего произведено 500 машин.
747-400, поставленный авиакомпании British Airways 17 февраля 1999 г., стал 1200-м
выпущенным самолетом семейства 747-х.
В 1989-93 гг. были созданы комбинированная 747-400 Combi, грузовая 747-400 Freighter
и ближнемагистральная 747-400 Domestic модификации самолета.
Оборудование. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS с шестью цветными многофункциональными
дисплеями. Имеются автоматизированная система самолетовождения FMS и Инерциальная навигационная система (IRS),
разработанная фирмами Honeywell и «Сперри», а также центральная ЭВМ (DADC) для непосредственного
диагностирования бортовых систем в полете.
Двигатели. На самолетах используются ТРДД Дженерал Электрик CF6-80C2B5F (4 х
27945 кгс), Пратт-Уитни PW4062 (4 х 28710 кгс) или Роллс-Ройс RB211-524H (4 х 26990 кгс).
Максимальный запас топлива в 216840 может быть увеличен до 216900 л за счет дополнительных баков в горизонтальном оперении.
Уровень шума соответствует нормам ИКАО, глава 3
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Boeing | |
Обозначение | Boeing 747-400 | |
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет большой вместимости | |
Первый полет | 29 апреля 1988 г. | |
Экипаж, чел | 2 | |
Число пассажиров, чел. | 3-х классная конфигурация | 416 |
2-х классная конфигурацич | 524 | |
максимальное | 660 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина самолета, м | 70,6 | |
Размах крыла, м | 64,4 | |
Высота самолета, м | 19,4 | |
Площадь крыла, м2 | 524,9 | |
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 37,5o | |
Диаметр фюзеляжа, м | 6,5 | |
Размеры пассажирской кабины, м (м3) | длина | 57 |
максимальная ширина | 6,13 | |
максимальная высота | 2,54 | |
объем | (885,4) | |
Максимальный вес, кг | взлетный | 396890 |
посадочный | 285770 | |
Вес пустого снаряженного, кг | 181620 | |
Вес самолета без топлива, кг | 242680 | |
Коммерческая нагрузка, кг | 62,87 | |
Объем коммерческого груза (нижняя палуба), м3 | 30 контейнеров LD-1 | 170,5 |
5 грузовых поддонов, 14 LD-1 контейнеров + доп. объем | 150,9 | |
Запас топлива, л | типовой | 204340 |
максимальный | 216840 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ДТРД Pratt & Whitney PW4062 | |
Тяга двигателя, кгс | 4 х 28710 | |
Летные данные | ||
Cкорость, км/ч (М=) | крейсерская на высоте 10600 м | 910 (0,85) |
максимальная | 942 | |
Практический потолок, м | 10700 | |
Дальность полета (с резервами топлива), км | с максимальным запасом топлива | 13570 |
дальность полета с 400 пассажирами и багажом | 11000 | |
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря), м | 3350 |
Источники информации:
- Boeing 747 family / Boeing /
- 747-400 / Справочник воздушных судов /
- BOEING 747-400 / Уголок неба /
- Boeing Model 747 (Боинг Модель 747) / Авиация от A до Z /