Boeing

YAL-1A Attack laser
самолет лазерной ПРО

Эмблема команды ABL     Программа ВВС США Airborne Laser (ABL) предусматривала создание воздушной платформы, несущей мощный лазер и систему его наведения для поражения баллистических ракет противника на удалении в сотни километров. За выполнение программы отвечает созданный в 1993 г. Airborne Laser Program Office центра Air Force Space and Missile Systems, авиабаза Kirtland (штат Нью-Мексико). От ВВС программу возглавил полковник Эллен Павликовски.
    В сентябре 1992 г. фирмы Boeing и Lockheed получили контракты для определения наиболее подходящего из существующих самолетов - 707, 747, 767 и B-52 - для ABL. Обе команды пришли к одному и тому же выводу и рекомендовали ВВС США использовать в качестве платформы Boeing 747.Таким должен стать модернизированный B747-400F
    В течении 2-х лет за миллиардный контракт боролись 2 команды разработчиков - фирмы Rockwell / Hughes / Raytheon E-Systems / SVS R&D / Lockheed Martin / Parsons / SAIC и Boeing / Lockheed / TRW. В августе 1996 TRW продемонстрировала Baseline Demonstration Laser (BDL-2), на базе которого должен быть создан лазер мегаваттного класса.
    В ноябре 1996 г. ВВС США вознаградили вторую команду, заключив с фирмами Boeing, Lockheed и TRW контракт в 1,1 млрд долл. на разработку и летные испытания системы вооружения по программе ABL. Директор программы ABL - вице-президент фирмы Boeing Пол Шеннам.
    В январе 1998 г. Boeing получает заказ на первый самолет 747 для ABL.
    В сентябре 1998 г. flight-weighted laser module (FLM) конструкции TRW, прототип «building block» 747-400 Freighter, показал 110 % проектной мощности.Первый взлет самолета №00-0001
    10 августа 1999 г. была начата сборка первого самолета 747-400 Freighter для ABL и через 4 месяца - 12 декабря - состоялась его выкатка. На самолете заделан носовой грузовой люк, упрочнена конструкция фюзеляжа. 6 января 2001 г. самолет 00-0001 совершил первый полет с аэродрома Paine Field в г.Эверетт. 22 января этот самолет прибывает в филиал фирмы Boeing в Wichita, где в течении 18 месяцев он был модифицирован в носитель лазерного оружия. На 2003 г. намечалось провести боевое испытание системы оружия, в ходе которого должна быть сбита оперативно-тактическая ракета типа SCUD. Предусматривается поражение ракет на активной стадии их полета.HEL - High-energy laser
    В случае успешных испытаний, намечалось выпустить в 2005-2006 гг. 3 таких самолета, а к 2008 г. система воздушной ПРО должна быть полностью готова. Флот из 7 самолетов должен в течении 24 ч. локализовать угрозу в любой точке земного шара.
    Стоимость разработки новой системы вооружения оценивали в 1,6 млрд долл.
    Первое испытание воздушной лазерной установки луча на баллистической ракете состоялось в 2009 году. Сбить цель так и не удалось, хотя расположенные на ней системы подтвердили точное попадание.
    Первые успешные испытания американцами боевого воздушного лазера состоялись в феврале 2010 года. В качестве целей использовались две баллистические ракеты - твердотопливная и жидкостная. Установленная на Boeing YAL-1 лазерная пушка сработала в три этапа. Сначала инфракрасные датчики обнаружили ракету при наборе скорости, затем вспомогательный (менее мощный) лазер навели на цель и оценили состояние атмосферы. Для поражения ракеты использовался основной лазер мощностью в один мегаватт. В общей сложности операция по уничтожению первой ракеты заняла около двух минут. Вторую цель сбили по той же схеме спустя час. Последующие испытания провалились.
    Дальность действия системы оказалось всего 250 км, а подлететь на такое расстояние к стартующей ракете на Boeing-747 нереально даже в войне с Ираном. Проблема в том, что лазерный луч в атмосфере расширяется из-за рефракции: на расстоянии 100 км в результате рассеивания в воздухе радиус пятна уже достигает 20 м. Энергия лазерного луча, размазанная на такой площади, не опасна для ракеты. За счет использования адаптивной оптики американцам удалось сфокусировать луч до размеров баскетбольного мяча на дальности 250 км, но не более. Кроме того, современные российские ракеты используют нехитрые приемы борьбы с лазерным воздействием: они вращаются в полете, то есть луч не может греть одно и то же пятно постоянно. Наши ракеты совершают судорожные маневры, которые невозможно просчитать заранее. Наконец, используется теплозащитное покрытие. Все это делает YAL-1а бесполезным в качества средства ПРО.
    В конце декабря 2011 года стало известно, что Министерство обороны США закрыло программу разработки ABL, который планировалось использоваться для противоракетной обороны. Программа разработки лазера велась на протяжении 16 лет, а объем ее финансирования составил, по разным оценкам, от 7 до 13 млрд. долларов. По данным Пентагона, программа ABL была закрыта из-за ее высокой стоимости, малой практической применимости созданных технологий и необходимости сокращать расходы оборонного бюджета.
    14 февраля 2012 года Boeing YAL-1 совершил последний полет. После этого специалисты произвели демонтаж специального оборудования, и носитель ABL отправился на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), известной более как "кладбище самолетов" или просто "Кладбище" (The Boneyard).

    Особенности конструкции. Основой системы вооружения является йод-кислородный химический лазер (chemical oxygen iodine laser - COIL), разработанный TRW. Высокоэнергетичный лазер (HEL) имеет модульную конструкцию, для снижения веса в его конструкции широко используются новейшие пластмассы, композиты и титановые сплавы. В лазере, имеющем рекордную химическую эффективность, используется закрытая схема с рециркуляцией реагентов. Инфракрасный луч лазера имеет рекордно короткую для мощного лазера длину волны в 1,315 микрон. Active Laser Ranger
    Лазер устанавливается в «46-й секции» на основной палубе B747-400F. Для обеспечения прочности, термической и химической устойчивости под лазером устанавливаются 2 титановые панели обшивки нижней части фюзеляжа (belly skins) размером 7,6 х 1,67 м каждая. Boeing рекламирует их как крупнейшие авиационные титановые детали в мире. К носовой турели луч передается по специальной трубе, проходящей по верхней части фюзеляжа через все переборки.Туррель
    Система управления луча (Beam Control System) лазера разработана фирмой Lockheed Martin. В ее состав входит высокопроизводительный компьютер. Обнаружение цели происходит по информации с самолетов AWACS и инфракрасных телескопов, размещенных по бортам самолета YAL-1A. Наведение на цель осуществляется с помощью Active Laser Ranger. Он установлен над фюзеляжем за кабиной экипажа и представляет собой модифицированный LANTIRN с мощным CO2 лазером и IRST датчиком. 3-х лучевая система позволяет компенсировать турбулентность атмосферы.
    «Стрельба» осуществляется с носовой турели весом около 6,3 т, также разрабатываемой Lockheed Martin. Она может поворачиваться на 150º вокруг горизонтальной оси, отслеживая цель. Фокусировка луча на цели осуществляется 1,5 м зеркалом, имеющим сектор обзора по азимуту в 120º. Графо-эпоксидная турель с медным покрытием должна выдерживать удар птицы или молнии.

    Двигатели. На самолетах используются ТРДД Дженерал Электрик CF6-80C2B5F (4 х 27945 кгс).

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение YAL-1A Attack laser
Тип прототип носителя системы ПРО
Первый полет 6 января 2001 г.
Экипаж, чел
Геометрические характеристики
Длина самолета, м 70,6 (?)
Размах крыла, м 64,4
Высота самолета, м 19,4
Площадь крыла, м2 524,9
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 37,5o
Диаметр фюзеляжа, м 6,5
Максимальный взлетный вес, кг 396890 (?)
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ДТРД GE CF6-80C2B5F
Тяга двигателя, кгс 4 х 27945
Летные данные
Высота патрулирования, км 12

Системы YAL-1AРазмещение систем вооружения
Система ПРО ТВДТак будет выглядеть поражение ракеты

Источники информации:

  1. ABL / Boeing /
  2. YAL-1A ATTACK LASER
  3. ABL YAL 1A
  4. Lenta.Ru
  5. Лазерное оружие: мифы и реальность (часть 2)

Рейтинг@Mail.ru Топ-100