
Boeing-747
Дальнемагистральный пассажирский самолет
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической
схеме с фюзеляжем большого диаметра, низкорасположенным крылом и
обычным хвостовым оперением. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Среди особенностей самолета: верхняя
пассажирская кабина в передней части фюзеляжа и четыре основные опоры шасси.
Самолет 747 стал первым в мире широкофюзеляжным пассажирским самолетом, в
кабине которого между креслами было сделано два прохода. Фюзеляж имел
практически круглое поперечное сечение, кабина экипажа
располагалась высоко в передней части фюзеляжа, внутри легко
узнаваемого «горбатого» обтекателя, что позволяло
пассажирскому салону продолжаться под ней в носовую
часть самолета. В фюзеляже размещался салон шириной 6,13 м и длиной 56,39 м. Расположенные по девять в
ряд кресла с двумя проходами между ними моментально
развеивали любые намеки на вызывающие клаустрофобию
интерьеры многих более ранних авиалайнеров, а позади экипажа на
верхней палубе располагались кресла для 16 пассажиров первого
класса.
Предполагалось размещение 368 пассажиров в типичной компоновке смешанного
класса с полетным весом 283495 кг. Это означало, что для использования самолета с существующих ВПП ему требовалось шасси,
которое выдерживало бы и эффективно распределяло нагрузку
в 283 тонны без повреждения ВПП. Для этого были установлены четыре главные стойки шасси с
четырехколесными тележками, носовая стойка имела спаренные колеса.
Свободнонесущее крыло самолета имеет угол стреловидности по 1/4 хорд 37,5°. Площадь крыла
составляет 510,9 м2.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на
пилонах. На первых самолетах устанавливались ТРДД PW JT9D-3A тягой
19731 кг, в дальнейшем - Пратт-Уитни JT9D-7A (4 х 20925 кгс). С 1975 г. на 747-100 стали
устанавливать также двигатели General Electric CF6-45A2 (20925 кгс) и Rolls-Royce RB211-524B2 (22545 кгс).
Диаметр носовой части гондолы двигателя - 2,6 м.
На Model 747-100B применялись ТРДД Дженерал Электрик CF6-45A2 или
CF6-50Е2 (4 х 21100 кгс); Пратт-Уитни JT9D-3A (4 х 19750 кгс)
или JT9D-7AW (4 х 22700 кгс); Роллс-Ройс RB211 -524В2 (4 х 22545 кгс) или -524С2 (4 х 23390 кгс).
Вариант 747-100 имел максимальный запас топлива 178703
литра. Этого достаточно, чтобы двухместный легкий самолет Cessna 150 мог пролететь
дистанцию более 1,8 миллиона км. Самолет Модель 747-100 мог перевезти 385 пассажиров
на расстояние 9136 км и приземлиться с определенными федеральными авиационными правилами (FAR) резервами топлива.
Это свидетельствовало о высокой экономичности его турбовентиляторных двигателей, позволявших к тому же развивать
примерно в шесть раз большую крейсерскую скорость, чем легкая Цесна.
БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Все системы управления самолетом имеют
электроприводы, автоматическая система управления полетом облегчает работу пилотов во время
длительных крейсерских участков и позволяет совершать автоматические посадки.
Пилотская кабина и оборудование спланировано так хорошо, что Боинг управляется экипажем из
трех человек. Самолетовождение с большой точностью обеспечивается
стандартными системами авиационного электронного оборудования и инерциальными навигационными системами.
На самолете установлен обычный комплекс авионики с
электромеханическими средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам
ARINC 530 и 570.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Boeing | |
Обозначение | Boeing 747-100 | |
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет большой вместимости | |
Первый полет | 9 февраля 1969 г. | |
Число пассажиров, чел. | 3-х классная конфигурация | 366 |
2-х классная конфигурация | 452 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина самолета, м | 70,6 | |
Размах крыла, м | 59,6 | |
Высота самолета, м | 19,3 | |
Ширина пасссажирского салона, м | 6,1 | |
Площадь крыла, м2 | 510,95 | |
Максимальный взлетный вес, кг | 333400 | |
Вес пустого снаряженного, кг | 170404 | |
Объем коммерческого груза, м3 | 30 контейнеров LD-1 | 175.3 |
5 грузовых поддонов, 14 LD-1 контейнеров | 155.6 | |
Максимальный запас топлива, л | 183380 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ДТРД Pratt & Whitney JT9D-7A | |
Тяга двигателя, кгс | 4 х 20925 | |
Уровень шума, ЕРN дБ | при взлете | 106-109 |
сбоку от ВПП | 98-99 | |
при заходе на посадку | 106-107 | |
Летные данные | ||
Cкорость, км/ч (М=) | крейсерская на высоте 10600 м | 895 (0,84) |
максимальная | 942 | |
Практический потолок, м | 13720 | |
Дальность полета (с резервами топлива), км | с максимальной платной нагрузкой | 8560 |
с 385 пассажирами и багажом | 8700 | |
максимальная | 9800 | |
Потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря/, м | 3050 |
Источники информации:
- Boeing 747 family / Boeing /
- 747-100 / Справочник воздушных судов /
- Boeing 747 / Уголок неба /
- Boeing Model 747 (Боинг Модель 747) / Авиация от A до Z /