
Boeing-747SP
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности
В августе 1973 г. по заданию авиакомпании Пан Америкен фирма «Боинг»
приступила к разработке специального варианта самолета 747 для выполнения
беспосадочных полетов на маршрутах протяженностью 11000-12000 км. Разработанный
самолет 747SP (Special Performance) отличается от предыдущих модификаций укороченным на 14,35 м
фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой вертикального оперения и измененной
конструкцией хвостовой части фюзеляжа.
Вместо односекционного руля направления использован двухсекционный. Крейсерская скорость
возросла до 935 км/ч.
19 мая 1975 г. был выпущен первый 747SP, а 4 июля он совершил первый полет. В начале февраля
1976 г. самолет был сертифицирован, и в марте авиакомпания Пан Америкен получила первый
самолет. Выпускался серийно в 1976-1988 гг. Всего было поставлено 45 самолетов.
23-24 мая (марта) 1976 г. во время перегоночного полета самолет,
предназначавшийся авиакомпании «South African Airways», установил мировой рекорд дальности
беспосадочного полета для гражданских самолетов. С 50 пассажирами на борту B-747SP взлетел с
аэродрома Пэйн-Филд (завод фирмы Боинг в Эверетте, штат Вашингтон) и прибыл в Кейптаун (ЮАР),
преодолев 16560 км. 1-3 мая 1976 г. B-747SP авиакомпании Pan American Airways, пилотируемый
Уолтером Г.Малликином, совершил кругосветный полет (по правилам ФАИ кругосветным считается полет,
протяженность которого превосходит длину тропика Рака или Козерога, т.е. 36787,599 км),
затратив на это 1 день 22 часа 0 минут 50 секунд, и установил мировой рекорд скорости для
кругосветных полетов, равный 809,24 км/ч.
28-30 января 1988 г. состоялся самый быстрый кругосветный полет для гражданских
лайнеров. Его выполнил возглавляемый капитаном Клэем Лейси экипаж лайнера B-747SP «Frendship
One» авиакомпании United Airlines. Самолет вылетел из Сиэтла со 141 пассажиром на борту, дважды
заправился топливом - в Афинах (Греция) и Тайбэе (Тайвань), затем продолжил полет в
восточном направлении и вернулся в Сиэтл, покрыв расстояние в 37216 км за 36 часов 54 минуты 15 секунд.
На самолете был установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими
средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам ARINC 530 и 570. Уровень
шума 747SP соответствует нормам ИКАО, глава 2.
На 747SP устанавливались ТРДД Дженерал Электрик CF6-45A2 или -50Е2 (4 х 21100 кгс);
Пратт-Уитни JT9D-7AW (4 х 22050 кгс) или -7FW (4 х 22700 кгс); Роллс-Ройс RB211-524В2 (4 х 22750 кгс) или -524С2 (4 х 23390 кгс).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Boeing | |
Обозначение | Boeing 747SP | |
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет | |
Первый полет | 4 июля 1975 г. | |
Экипаж, чел. | 3 | |
Число пассажиров, чел. | ||
2-х классная конфигурация | 331 | |
максимальное | 440 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина самолета, м | 59,64 | |
Размах крыла, м | 59,64 | |
Высота самолета, м | 19,94 | |
Диаметр фюзеляжа, м | 6,5 | |
Площадь крыла, м2 | 510,9 | |
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 37,5o | |
Размеры пассажирской кабины, м (м3) | длина | 42,27 |
максимальная ширина | 6,13 | |
максимальная высота | 2,54 | |
объем | (633,1) | |
Максимальный вес, кг | взлетный | 317500 |
посадочный | 204100 | |
Вес самолета без топлива, кг | 186000 | |
Вес пустого снаряженного, кг | 150100 | |
Коммерческая нагрузка, кг | 36100 | |
Максимальный запас топлива, л | 190630 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ДТРД GE CF6-50E2 | |
Тяга двигателя, кгс | 4 х 21100 | |
Летные данные | ||
Cкорость, км/ч (М=) | крейсерская | 935 |
максимальная | (0,92) | |
Практический потолок, м | 13720 | |
Дальность полета (с резервами топлива), км | с 331 пассажирами и багажом | 11000 |
с 305 пассажирами и багажом | 12330 | |
Потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря/, м | 2330 | |
Максимальная дальность, км | 9800 |
Источники информации:
- Boeing 747 family / Boeing /
- 747SP / Справочник воздушных судов /
- BOEING 747 / Уголок неба /
- Boeing Model 747 (Боинг Модель 747) / Авиация от A до Z /
- Книга Гиннеса об авиации / М.Тейлор и Д.Мандрэй, 1997 /