Концепция BWB (Blended Wing Body)
предусматривает создание тяжелых пассажирских и транспортных самолетов по
схеме "летающее крыло". Первые исследования самолетов типа BWB начала фирма
Макдоннелл-Дуглас в 1991 г. В то время она рассматривала проект 800-местного самолета с размахом крыла 88,1 м, длиной - 48,8 м и высотой - 12,2 м. В дальнейшем фирма провела испытания летающей радиоуправляемой модели.
С 1996 г. работы по концепции BWB продолжает фирма Боинг совместно со специалистами NASA.
Проект выполнен по схеме летающее крыло с плавным сопряжением элементов конструкции планера. Самолет, выполненный
по ярко выраженной интегральной схеме, имеет несущую центральную часть и стреловидные консоли крыла большого удлинения, заканчивающиеся "винглетами",
Обычное вертикальное оперение отсутствует.
Силовая установка должна состоять из трех сверхмощных (с тягой не менее 40000 кгс) ТРДД большой степени двухконтурности, установленных на пилонах над центральной частью планера, в ее хвостовой части.
При создании самолета намечается широкое применение новых технических решений, конструкционных материалов и технологий.
В пассажирском варианте самолет BWB должен перевозить на двух
палубах до 800 человек
(в 3-х классной компоновке) на дальность до 13000 км.
Рассматривается вариант и на 450 пассажиров. Самолет
имеет размах крыла 75,3 м, длину - 48 м и высоту - 13,7 м. Его силовая установка
состоит из трех ТРДД. Расчетная
дальность полета составляет 12900 км при
крейсерской скорости, соответствующей
числу M=0,85.
По расчетам Boeing 480-местный вариант BWB будет расходовать на 32% меньше топлива
чем Airbus A380-700.
Стратегический военно-транспортный самолет этого типа предназначен для замены ВТС
C-5 «Galaxy». Он может вместить 19 паллет с грузом (с возможностью увеличения нагрузки до 23). ВТС должен оснащаться двумя ТРДД и может
применяться в качестве топливозаправщика. Рассматривается его применение в
качестве C2ISR (Command, Control, Intelligence, Surveillance, Reconnaissance - разведки и управления)
платформы.
Первый полет BWB планируется на
2006-2007 гг.
NASA и фирма Боинг объявили, что в
начале 2002 г. в летно-испытательном центре им. Драйдена собираются приступить
к летным испытаниям модели LSV, в рамках исследований перспективного самолета, выполненного по концепции BWB. Летающая модель LSV (Low-Speed
Vehicle) предназначена для исследований
характеристик самолета BWB при малых
скоростях полета (включая полет при отказе одного двигателя), на режимах сваливания и пикирования, а также бафтинга. Модель будет изготовлена в масштабе
0,142: размах крыла составит 10,67 м.
Максимальная взлетная масса равна 817
кг. Силовая установка будет состоять из
трех малогабаритных ТРДД Уильямс Интернешнл WJ24-8 тягой по 108 кгс.
Модель способна выполнять полеты на
высоте 6100 м, хотя все полеты будут выполняться на высотах не более 3000 м.
Скорость не будет превышать 280 км/ч,
хотя модель рассчитана на максимальную
скорость 370 км/ч. Ведущий специалист
отдела НИЦ им. Лэнгли, занимающегося
исследованиями "революционных" концепций летательных аппаратов, Роберт Маккинли сказал, что "мы не планируем достижение больших скоростей, а хотим определить характеристики подобного летательного аппарата на малых скоростях".
Взлет и посадка модели будут осуществляться на обычную ВПП; для аварийной
посадки предусматривается использование
парашюта. Модель также оснащена небольшим парашютом, который предназначен для вывода ее из штопора.
Планер модели LSV изготавливается из
композиционных материалов на основе углеродных волокон с обшивкой из тонких
листов стеклопластика. Каждая консоль
крыла модели будет иметь семь поверхностей управления на задней кромке и пять
предкрылков. На концах крыла размещаются вертикальные кили с рулями направления. Для привода закрылков, элеронов,
рулей направления и элевонов будет использоваться ЭДСУ. Предкрылки имеют
только два фиксированных положения
("убрано" и "выпущено"). Их положение
будет выбираться исходя из целей полетного задания.
Маккинли сообщил, что в НИЦ им.
Лэнгли в вертикальной аэродинамической
трубе (диаметр рабочей части 6,1 м) ведутся испытания модели самолета BWB,
изготовленной в масштабе 0,01. Испытания проводятся с целью оценки управляемости модели во время сваливания; для
ускоренного выхода из штопора применяется парашют. Для дополнительного уточнения аэродинамических характеристик и
устойчивости в дозвуковой трубе (размер
рабочей части 4,2 х 6,7 м) в НИЦ им. Лэнгли будут проведены испытания еще одной модели (масштаб 0,03). Эта же модель будет использована для испытаний на
аэроупругость.
Концепции сверхтяжелых пассажирских и транспортных самолетов,
близких BWB, исследуются также фирмой
Airbus
и ЦАГИ.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Boeing | ||
Обозначение | Blended Wing Body (BWB) | ||
Тип | Сверхтяжелый пассажирский самолет | Транспортный самолет/заправщик | |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 |
Число пассажиров, чел. | 450 | 800 | до 40 |
Геометрические характеристики | |||
Длина самолета, м | 48 | 49 | |
Размах крыла, м | 75,3 | 88,1 | |
Высота, м | 13,7 | 12,5 | |
Взлетный вес, кг | 373307 | ||
Полезная нагрузка | 19 / 23 pallet | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 3 | 3 | 2 |
Двигатель | ТРДД | ТРДД | ТРДД |
Тяга двигателя, кгс | 24300 | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Крейсерская скорость, км/ч (М=) | 1041 (0,85) | ||
Дальность полета, км | 12900 | 13000 (14816) | |
Потолок, м | 12500 |
Источники информации: